Лев Леонов
РЕАЛИЗОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО
Хочу извиниться перед неизвестной мне тираспольской радиослушательницей.
В статье «Вопросы 17 сентября» из прошлого номера «ЧиП» я упомянул о том, как она на вопрос корреспондента приднестровского радио «За что голосовала на референдуме?» радостно доложила – за независимость Приднестровья в составе Великой России. «До какого же состояния нужно довести нормальных людей, чтобы у них в головах образовалась такая каша?» - вот за эти слова из статьи и прошу меня простить. И каюсь. И посыпаю голову пеплом. Меня могли понять так, будто обвиняю женщину в том, что не может адекватно воспринимать тексты на русском языке. Хотя я говорил о другом, о невозможности подобного политического образования в принципе – независимое государство в составе другого независимого государства.
То есть о том, что итоги референдума, выбор народа реализовать невозможно. По определению. Я уже писал, что если Россия предложит Приднестровье «включить в состав», это будет невозможно осуществить, не нарушив волю народа ПМР, высказанную на референдуме.
Десятки людей, который я потом опросил, подтвердили именно такое понимание первого вопроса референдума «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?» То есть поняли, как и радиослушательница - за независимость Приднестровья в составе России.
Они, далекие от политики, еще могут думать, будто можно в составе одного независимого государства иметь другое независимое государство. Некоторые мне повторяли слова спикера Верховного Совета ПМР Е.Шевчука и министра иностранных дел ПМР В. Лицкая, что-де такая форма объединения возможна при ассоциированном членстве. Но где вы видели такое фантастическое государство? А вот примеров того, что как только какой-то край провозглашает независимость – государство разваливается, мы видели предостаточно.
Последний, у нас на глазах, именно по такой схеме развалился Советский Союз. Это была необычная, новаторская форма государства – СССР, а именно: союз республик. Не федерация, не конфедерация, а именно союз. На таком максимально мягком объединении настаивал и настоял Ленин. Но даже в случае СССР речь не шла о независимых республиках. Вспомним, как пелось в гимне СССР: «Союз нерушимый республик СВОБОДНЫХ…» Только свободных, а не независимых. Как только республики напринимали «Деклараций независимости» - страна была обречена.
Вот почему Путин начал именно с того, что катком прошелся по даже самым ничтожным проявлениям независимости разных татарстанов, например, ликвидировал верховенство местных законов над федеральными. И тем спас Россию от дальнейшего развала.
Теперь появляется некое Приднестровье, которое говорит: присоедини меня, Россия, но при том я останусь независимым государством. Потому что так мой народ решил на референдуме. А воля народа – закон. Какова будет реакция Путина (и всякого другого государственника на его месте) предсказать не трудно.
И сейчас уже начинаются откатные действия. Разные «трактовки» итогов референдума.
Наш Президент, в очередной раз съездив в Москву частным образом, заявил там, что народ Приднестровья голосовал прежде всего за независимость. Ну, с нашим Президентом все ясно. Он этим референдумом устроил сам себе первый этап своей предвыборной президентской кампании. Причем замечательно устроился – провел ее за государственный счет, бюджет потом оплатит эти его расходы на референдум, в то время, как другой кандидат должен найти еще спонсоров со стороны. То, что сам Президент ничего, кроме предвыборной акции, на референдум и не возлагал, хорошо подтверждается формулировкой его вопроса референдума: «Считаете ли вы приоритетным развитие отношений с Российской Федерацией?» Где тут хоть какое-то движение в сторону России? И вообще хоть какое-то обязательное движение? Президент скажет, что теперь он начинает день с «Российской газеты», а не с «Приднестровья» и тем самым исполнил волю народа на приоритетное развитие отношений с Россией.
В общем, тут все ясно. Еще яснее становится, когда узнаешь российскую точку зрения на референдум, она все более и более «официальнеет». Ну, мол, это от отчаяния приднестровцы кинулись референдумы устраивать. Чувства их понятны. Ну, пошумели и хватит – садитесь за стол переговоров с Молдовой и договаривайтесь.
Все упорнее говорят о возобновлении в ближайшее время переговоров. А вот это является прямым нарушением «волеизъявления народа». Оно граничит с государственным преступлением. Путь переговоров с Молдовой о «вхождении в состав» перечеркнут референдумом навсегда. Я бы на месте прокурора В. Захарова этих переговорщиков от ПМР тут же посадил.
Так ведь не сядут они в тюрьму. Сядут, как миленькие, за стол переговоров с Молдовой и будут договариваться о «реинтеграции».
Сентябрьское «волеизъявление» обманутого народа Приднестровья еще не раз боком выйдет нашим политиканам.
А не играй с огнем!
«Человек и его права» (Тирасполь), 27 сентября 2006 г.