Лев Леонов

ВОПРОСЫ 17 СЕНТЯБРЯ

17 сентября 2006 г. прошел референдум об отношениях Приднестровья к России и Молдове. В нем приняло участие 78,6 % избирателей. Более 97% из числа, принявших участие в голосовании, высказались за Россию.

О референдуме будут еще много писать и говорить. В том числе, и газета «Человек и его права». Сегодня – только первые впечатления.

Между разумом и бредом

Есть поразительное сходство в методах и целях авторитарных режимов, находящихся порой на разных концах света.

В маоистском Китае, в самые дремучие времена «культурной революции», в пик маразма дряхлеющего Великого Кормчего, всему миру было продемонстрировано, как путем несложных манипуляций можно выключить у людей здравый смысл, преодолеть барьер между разумом и бредом, оперировать взаимоисключающими понятиями типа «мокрой сухости». В Китае тоже однажды определяли «вектор развития», и на последнем при жизни Мао съезде КПК «коллективным разумом» выразили новый курс в такой формуле – «Демократическая диктатура народа»! Разумеется, речь идет о непревзойденном до сих пор образце коллективного бреда: ведь диктатура не может быть демократической, и не бывает диктатуры всего народа по определению.

Другое время, другая страна. Но вот на вопрос корреспондента приднестровского радио «За что она голосовала на референдуме?» одна из радиослушательниц радостно доложила – за независимость Приднестровья в составе Великой России.

Все, приехали! Как пел Высоцкий, «Там Мао делать нечего, вооще…»

До какого же состояния нужно довести нормальных людей, чтобы у них в головах образовалась такая каша? И как международные наблюдатели не увидели никаких нарушений (ну да, бюллетени зубами не опускали!). И о каком волеизъявлении народа можно в таком случае говорить?

Можно говорить о горе народа, попавшего в капкан прогнившего, пережившего свой срок режима. Все подобные режимы производят своих хунвэйбинов («Прорыв»), доводят экономику до ручки, а народ до голода. Все живут только одной яростной борьбой с врагом, внутренним («банда четырех» в Китае, «пятая колонна» А.Радченко, в нашем случае) и внешним (Молдова, в нашем случае).

Я НУЖЕН! Я НУЖЕН!

Насчет присоединения к России, как говорится, хотелось бы. Однако о реальных перспективах подобного альянса даже самые восторженные поклонники говорят, как о «далекой перспективе» (В.Алкснис). Вон Белоруссия, более 10 лет пытается «свободно присоединиться» к России, но ничего не получается. А это суверенное признанное государство. С лучшими социально-экономическими показателями, чем в России. При том, что граница сразу отодвигается от Москвы на 1000 км. Какие с учетом подобного опыта перспективы у Приднестровья, из-за которого придется России конфликтовать со всем миром, не получая никаких явных геополитических преимуществ? Ответ очевиден.

Однако, референдум и не преследовал подобного результата, как бы кому ни хотелось. Это действо для внутреннего употребления.

Не успели еще огласить его окончательные итоги, как наш Президент уже обратился к народу. Впереди у него, видите ли, большая и напряженная работа по исполнению воли народа. (А срок полномочий истекает!) На первое место он ставит решение социально-экономических задач. А кто мешал поставить эти задачи еще пять-десять лет назад? Настало, мол, время перейти от системы управления блокадной экономикой к системе управления экономикой развития. А кто мешал? Настало время для проведения серьезных изменений во всех сферах жизни Республики, в том числе и в системе  законодательной и исполнительной власти. И уже 18 сентября он направил в Верховный Совет ПМР законодательную инициативу о реформе власти. И т.д. и т.п. Прямо стахановец!

Все это рассчитано на прорванную (или прорывную, не знаю) А. Аршинову, которая должна в нужный момент крикнуть детям: «Кто же будет выполнять реформы, задуманные нашим Президентом лучше, чем сам Президент? Даешь нового старого президента!».

Как она кричала на стадионе в минуту восторженного шоу патриотических сил: «Смирнов-Россия-ПМР»! Почему Смирнов? Почему не «Денисенко-Россия-ПМР»? Какое имеет Смирнов отношение к судьбоносному референдуму? По закону, никакого.

Словом, «Легким движением руки… брюки превращаются…превращаются брюки… превращаются… в элегантные шорты. Извините, техническая заминка».

Легким движением руки референдум превращается (плавно переходит) в избирательную кампанию несменяемого лидера.

Так вот, техническая заминка

А кто сказал, что итоги референдума объективно выражают мнения людей? Эти международные (точнее, зарубежные) наблюдатели, среди которых, кроме делегаций от непризнанных республик, никто официально не имеет права говорить, что отражает мнение какого либо государства. Как ни пыжился В. Алкснис ввести в заблуждение приднестровцев, говоря, что подписанная руководителем учреждения (Б. Грызлов, Годсума РФ), где он работает, командировка означает официальный, то есть Госдумы РФ, мандат наблюдателя, так это все аргументация для детей, да и то младшего дошкольного возраста. Конечно, любой директор подписывает командировки, но при этом специально выдает доверенность, если желает, чтобы командировочный представлял предприятие. Есть у Алксниса такая доверенность от Госдумы? Нет такой доверенности.

Можно констатировать, что Россия, как и Украина, отказалась посылать официальных наблюдателей на референдум. Более того, как ни мечтали местные власти, Россия не допустила открытия избирательного участка в Москве. Россия еще не заявила своего официального отношения к итогам референдума, но есть много обстоятельств, которые используют против признания итогов недруги Приднестровья в Кремле (а они есть, и они пока определяют расстановку сил, иначе Приднестровье было бы давно признано Россией и без всякого референдума, как Германия признала Хорватию).

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ НИЧТОЖНОСТЬ ИТОГОВ

Прежде всего, референдум был назначен и проведен с грубыми и многочисленными нарушениями законодательства самой же ПМР, включая ее Конституцию. Что делает результаты такого референдума юридически ничтожными. Сегодня наша газета публикует решение Верховного суда ПМР, из которого любой непредвзятый наблюдатель сделает вывод, что серьезных аргументов против отмеченных нарушений у приднестровских властей нет.

Ряд нарушений референдум мог как бы «перекрыть» своими результатами и перекрыл. Например, нарушение закона, выразившееся в том, что были вынесены два взаимоисключающих вопроса. Если бы по обоим вопросам люди высказались «за», что допускается законом, то итоги были бы лишены смысла, ибо нельзя одновременно присоединиться и к России, и к Молдове. Но люди высказались не так, однозначно за Россию и тем самым как бы сняли проблему, не отменяя, впрочем, факта нарушения закона.

Но есть такие нарушения, которые референдум своими результатами не «перекрыл» и не мог перекрыть. Я говорю о том, что, поставив избирателей-украинцев в невыгодное положение, отняв у них возможность выбрать свою неньку-Украину в качестве будущего Приднестровья, то есть восстановить статус-кво Приднестровье по состоянию до 1940 года, устроители референдума заставили украинцев выбирать из двух зол меньшее, Россию. Их голосование было вынужденное, говоря юридическим языком - кабальное. И никто не докажет обратного, потому что обратное может доказать только референдум с вопросом об Украине, которого их лишили. И сегодня есть все основания утверждать, что при наличии украинского вопроса результат референдума мог быть совершенно другой. Следовательно, его итоги не отражают объективного волеизъявления людей.

Не только украинцы, но и многие русские, молдаване и представители других народов могли бы проголосовать за Украину. По многим соображениям. В том числе и такому: США уже неоднократно, в том числе по линии госдепа заявляли, что считают возможным присоединение Приднестровья к Украине при соблюдении определенных условий. Американцы и Запад ни разу не давали такого согласия в отношении России. И не дадут. На это может рассчитывать только совершенно наивный человек.

Путь Приднестровья в Россию лежит только через Украину, только вместе с Украиной. Или вместе с Молдовой, что в принципе возможно хоть завтра при желании Молдовы. Другого пути в Россию у Приднестровья в ближайшее время нет (пока не придет к власти национальная оппозиция в России, она признает Приднестровье немедленно).

Манипуляции с количеством

Наиболее впечатляющий для меня результат референдумафеноменальная явка на референдум избирателей Бендер. Этот город всегда отставал в электоральных рейтингах, уступая едва ли не всем, уж Тирасполю – точно. И вдруг Бендеры продемонстрировали явку более 80%, обогнав Тирасполь. Что же за этим скрывается? Вдруг проснувшаяся гражданственность бендерчан?

Давайте посмотрим.

3 августа ЦИК сообщил о количестве избирателей в Приднестровье – 392937 человек, с разбивкой по городам. В Бендерах зафиксировано 78311 избирателей.

В день референдума на огромном панно в ЦИКе вижу общее количество избирателей по ПМР 388793 человека. В Бендерах – 71690.

За какой-то месяц количество избирателей сократилось по республике более чем на 4000 человек, что составляет около 1% от числа избирателей. Но по Бендерам их число уменьшилось за тот же период почти на 7000 человек. Что составляет уже около 10% от общего числа. Цифра вполне серьезная. Если мы число бендерских избирателей «приведем в соответствие», то Бендеры снова займут свое почетное место среди аутсайдеров референдума.

Это что за мор напал на Бендеры в августе, хотелось бы знать? Ребята, вы тут явно перестарались. Зарегулировали от души.

И вообще, что творится с нашими избирателями?

В последних выборах в Верховный Совет в декабре 2005 г. было зафиксировано около 403 тыс. избирателей. К референдуму их стало меньше на 14000 человек.

Естественная убыль? Как бы не так! Логично тогда предположить, что в предыдущую избирательную кампанию (референдум по земле 2003 года) их было еще больше, чем на выборах в Верховный Совет 2005 года. Но на самом деле на референдуме по земле избирателей было меньше примерно на 10000 человек.

Просматривается такая закономерность: в избирательном процессе, где достаточна явка в 25%, избирателей бывает больше, чем на референдумах, где необходимый порог составляет 50%. Чем меньше избирателей, тем меньше надо для прохождения барьера.

Может, это случайно, а может, и нет. Хотелось бы знать.

Как это вообще государство не ведет учет своих граждан? Не знает сколько у него избирателей, то есть взрослых граждан республики. У нас что, нет статистики, сколько выписано паспортов (вкладышей) ПМР? А ведь недавно перепись прошла, результаты которой в аспекте нашего разговора, кстати, до сих пор не опубликованы.

Между прочим, по итогам переписи тогдашний спикер нашего парламента Г. Маракуца заявил, что, по его мнению, в Приднестровье с учетом временно уехавших гастарбайтеров проживает около 650 тыс. человек. И что, на 650 тыс. граждан только 388 тыс. совершеннолетних?

Если это так, то Приднестровье - самое молодое общество в мире. С чем нас и поздравляю.

Вот вам и 80-процентная явка на нынешний референдум. Это как посмотреть. Точнее, как посчитать…

ДЕНЬГИ У НИХ ЕСТЬ. И ДЕНЬГИ – ОГРОМНЫЕ

Но самый бесспорный вывод, который позволяет сделать прошедший референдум, заключается в том, что в государстве нашем крутятся огромные деньги, совершенно не учтенные, не оприходованные в бюджете. И крутятся они у исполнительной власти.

Деньги у них есть. И судя по всему – деньги огромные!

Государство живет, как они говорят, в условиях блокады. Потери от нее составили, как они утверждают, несколько сот миллионов долларов (при годовом бюджете около 100 миллионов баксов). И с легкостью неимоверной изыскивают откуда-то деньги на референдум. Причем официально озвученные 200 тыс. долларов – семечки. Все же проходит на наших глазах. Мы видим, какие производятся колоссальные затраты. Одних безумно дорогих (1000-долларовых) стендов я видел несколько штук в Тирасполе. А в других городах? А это море листовок? А майки с надписями. Все продавцы магазинов Днестровска в одночасье надели майки с надписью «Я обязательно пойду на референдум». А в других городах какая-нибудь другая надпись. А шоу на стадионе? А бесплатные маршрутки в день референдума?

Выступая перед журналистами, Тираспольский градоначальник признал, что он не помнит такого размаха мероприятий по подготовке референдума за все годы ПМР. Один только тираж городской газеты, по его словам, был увеличен в 10 раз!

И вот я как избиратель хотел бы, чтобы ЦИК отчитался за проведенные траты. И не только по своему ведомству. Я хочу знать, в какую сумму выражаются листовки и пакеты, аренда зданий для проведения разных агитационных мероприятий, финансирование разных пропрезидентских партий и движений, бесплатные маршрутки в день выборов и «садовые» автобусы для дачников, бесплатный Интернет и связь для журналистов. И откуда эти деньги взялись, поскольку Верховный Совет в течение двух месяцев на этот счет не проронил ни слова и не определил, за чей счет будет перераспределен бюджет. Я хочу знать, сколько из этих денег были получены от повышения цен на хлеб? Сколько было переложено на тарифы электроэнергии и газа?

И вообще я хочу, чтобы мне ответили – почему в нашем государстве вращаются неучтенные деньги. Откуда они берутся, и почему их нет для пенсионеров, врачей и учителей?

Спасибо референдуму, что он позволил обоснованно и серьезно поставить этот вопрос.

«Человек и его права» (Тирасполь), 20.09.2006 г.

 

Вернуться в Линдекс