Лев Леонов
ТЕРРИТОРИЯ МЕРТВЫХ ЗАКОНОВ
Грубое нарушение законодательства ПМР при назначении и подготовке референдума 17 сентября 2006 г. делают его итоги юридически ничтожными
Интересно наблюдать, как с непреклонной решимостью власти ПМР занимаются сами и пытаются увлечь других бегом на месте, обещая народу почти что завтра прибежать в светлое будущее. Частота движения ног и рук день ото дня становится все выше. Музыка звучит все громче и быстрее. В «общепримиряющий» (по словам В. Высоцкого) бег на месте вовлекаются все новые и новые участники. Они сами себя подбадривают гиками и листовками.
Это я о референдуме 17 сентября.
Мне уже доводилось месяц назад писать о том, что назначенный с грубыми нарушениями законов и Конституции ПМР референдум не имеет никаких перспектив как юридически значимое действие. Но я снова хочу вернуться вкратце к этому вопросу. И не потому, что в полном соответствии с многолетней практикой властей нашей республики не получил никакой их реакции на свои аргументы и меня это задело.
Мне хотелось бы донести до этих властей одну простую мысль: продемонстрировав всему миру свое наплевательское отношение к закону, в том числе, и требующему отвечать на критику, исполнять обязанности органов госвласти, как сказано в нашей Конституции, по полной, безусловной и незамедлительной защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 59), им (властям) ни секунды не стоит сомневаться в том, что ни одно уважающее закон правительство, государство, общество, организация не преминет брезгливо оттолкнуть их протянутую руку. Что все примитивные заморочки, дешевые обманчики легко расшифровываются, подлинные цели видны и ребенку, как, например, эта история с референдумом. Но если бы даже они (власти) были более ловкими и умными, умели лучше маскировать свои цели, изначальное подминание ими законов является в современном мире лучшим и достаточным дешифратором. Это как тест на интеллигентность: вы можете быть в смокинге и «бабочке», но если вы в нее сморкаетесь, то дальше можете рот и не открывать – все с вами ясно.
Власти ПМР сморкаются в закон.
Можно сказать, что избирательное законодательство ПМР совершенствуется на протяжении всех лет существования республики. Законодатели мучительно ищут формулы, которые бы позволили гарантировать действительные волеизъявления людей, чтобы люди не делали выбор в состоянии обмана, запугивания, подкупа и т.д. Чтобы невозможно было подтасовать результаты. Одна из таких найденных формул (она общепризнанна во всем демократическом мире), что исполнительная власть не должна иметь никакого доступа к избирательному процессу. Ни прямо, ни косвенно, ни в начале, ни в конце, ни финансово, ни организационно - НИКАК! Надеюсь, понятно, почему - никак? Потому что в противном случае демократические страны превращаются в омерзительные наследственные полумонархии. Они не являются полными монархиями только потому, что всегда начинаются с папашки, не имеющего законных монархических корней, а напротив, всего из себя поначалу демократа.
В действующем Избирательном кодексе ПМР исполнительная власть выведена из процесса выборов (референдума) самым тщательным образом. Избирательный процесс финансируется из бюджета, причем, референдум, как сказано в кодексе (ст. 156) – «исключительно из бюджета». То есть в отличие от финансирования выборов (ст. 16), где при отсутствии средств допускается кредитный заем в банке (на конкурсной основе) с последующим отнесением процентов за кредит на бюджет очередного периода, при организации референдума этого не допускается. Исключительно из бюджета. Значит, все расходы по референдуму должны быть предварительно выделены в бюджете отдельной строкой и заблаговременно обеспечены финансово. Никаких «левых», «изысканных», «внебюджетных» и т.п. средств при финансировании референдума не допускается.
Главным действующим лицом, на которое возлагается обязанность использования выделенных средств и материально-техническое обеспечение избирательного процесса (референдума), является, согласно Избирательному кодексу ПМР, Центральная избирательная комиссия. И только она.
Все вместе это обеспечивает полную независимость избирательных комиссий разного уровня, что является единственной гарантией объективности результата выборов (референдума).
Что же мы читаем в п.6 постановления Верховного Совета ПМР от 12 июля 2006 г. о назначении референдума?
«6. Предложить Президенту (здесь и далее выделено мной – Л.Л.) Приднестровской Молдавской Республики:
а) поручить соответствующим исполнительным органам государственной власти изыскать источники финансирования мероприятий, связанных с организацией и проведением референдума, в сумме 1 526 612 (один миллион пятьсот двадцать шесть тысяч шестьсот двенадцать) рублей…»;
б) поручить соответствующим исполнительным органам государственной власти обеспечить своевременное финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением референдума в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;»
Ребята, вы что, собственных законов не читаете?
Не читают.
Точнее говоря, плюют на них.
И можно говорить сколько угодно про Президента, что он у нас весь из себя такой демократичный, копейку лишнюю народную не возьмет, во зло не употребит, только и думает о нас с вами, даже всех своих сыновей приютил рядом, чтобы еще больше о нас думать - и прочее, и прочее, но люди, уважающие ЗАКОН, будут правы, утверждая: п. 6 постановления о референдуме создает условия для вмешательства исполнительной власти в подготовку и проведение референдума, поэтому его итоги не могут считаться объективными, действительными.
Жалко ведь смотреть на бедного Петра Денисенко, председателя ЦИК, который при каждом удобном случае по ТВ, радио, в печати благодарит нашего Президента за каждую приобретенную ЦИКом канцелярскую скрепку. О чем тут, о какой независимости в действиях ЦИКа можно говорить?
Неуважение к закону на нашей территории мертвых законов повсеместное. Естественно, не остался безгрешным и ЦИК. Он взял и самовольно изменил содержание бюллетеня для голосования. Добавил квадратики напротив слов «за» и «против». Иначе людям, мол, не понятно, как голосовать, что вычеркивать – «за» или «против», а тут поставил галочку в квадратике - и самое то. Изменение сделано в средине периода уже стартовавшего референдума, что само по себе является недопустимым, ибо закон, гарантируя стабильность избирательного законодательства, запрещает вводить какие-либо изменения в условия уже развернутой избирательной кампании (референдума), (ст. 8 Избирательного кодекса ПМР).
Но так же нельзя делать и по существу! Никто не предоставлял право ЦИКу самовольно изменять содержание бюллетеня. Ему предоставлено право только утверждать ФОРМУ бюллетеня, то есть каким шрифтом будет написан текст, разместится ли он по центру, по диагонали, лесенкой, кружочком и т.п. В Избирательном кодексе ПМР содержание бюллетеня референдума нормируется специальной статей 72, ее требования повторены в постановлении Верховного Совета от 12.07.06.: «Включить в бюллетень для тайного голосования вопросы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления, и варианты ответов голосующих «ЗА» и «ПРОТИВ». Закон в этой части, насколько мне известно, не менялся. Никаких тебе квадратиков бюллетень не предусматривает, они превращают его в документ неустановленного образца, а согласно п.16 ст. 83 Избирательного кодекса ПМР бюллетени неустановленного образца являются недействительными.
Более того, согласно этому же пункту кодекса, «недействительными признаются бюллетени... в которых в нескольких квадратах проставлены значки». В бюллетенях же референдума имеются два вопроса, поэтому значки будут поставлены как минимум в двух квадратах.
Так ЦИК обеспечил осенний референдум 100-процентно недействительными бюллетенями.
Почему? Да плевать нам на это на все! Какой, блин, закон? Мы хотим по другому и щас быстренько сляпаем.
Горько обо всем таком писать, а приходится.
Еще раз хочу донести до наших властей и простых людей, которые их обличают властью, очень простую мысль.
Мы хотим войти в систему государств мира. В мировое сообщество. Хотим, чтобы оно нас признало настоящим государством. Так давайте для начала научимся хотя бы уважать и исполнять собственные законы.
Мировое сообщество не хочет и не будет иметь в своем составе территорию мертвых законов.
«Человек и его права» (Тирасполь), 6 сентября 2006 г.