Александр СЕВАСТЬЯНОВ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Доклад на Конгрессе Национально-Державных сил России 22 февраля 2003 г.

Все мы помним, как несколько лет назад Ельцин заказал российским ученым сконструировать «национальную идею». Из этой затеи ничего, кроме конфуза, не вышло. Потому что врать в глаза народу ученые не захотели, а говорить правду в лицо режиму – не посмели. Так мы и живем без официально признанной национальной идеи. Значит ли это, что сама задача не имеет решения? Конечно, нет!

Что такое национальная идея?

Это такая идея, которая задает оптимальное направление развитию страны и нации на обозримую перспективу. Если такая идея есть, то общество становится хозяином своей судьбы, оно целенаправленно строит ее. И в рамках этого строительства обретает свою осмысленную судьбу каждая отдельная личность.

Но если такой идеи нет, общество деструктурируется, оно пребывает в аморфном, атомизированном состоянии, где каждый человечек-атом предоставлен лишь самому себе и своей участи, а страна и нация в целом оказываются лишены осмысленного поведения и перестают планировать лучшее будущее и добиваться его. Что мы и видим в России последних полутора десятилетий.

Какой должна быть национальная идея?

Во-первых, она должна быть новой. Мы живем в меняющемся мире. Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Нельзя строить будущее по чертежам прошлого, даже очень привлекательным. Только новое, как заметил еще Гегель, обладает свойством неодолимости, только ему принадлежит перспектива.

Во-вторых, она должна быть передовой. Это значит, она должна соответствовать восходящим тенденциям развития человечества в сфере техники, экономики, политики и культуры.

В-третьих, она должна быть конструктивной, созидательной. Она должна опираться не только на негатив – на знание, чего не хочет общество, но в большей степени на позитив – на знание того, чего общество хочет. Эта идея должна не только разрушить все, что мешает нации достойно жить, но и создать реальные условия для ее процветания. Результатом ее осуществления должен стать рост благосостояния и защищенности людей, рост стабильности в обществе.

Наконец, в-четвертых, национальная идея не может быть безнациональной. Это значит, она должна исходить из интересов, потребностей и задатков той – и только той! - нации, на почве которой произрастает.

Была ли в России национальная идея?

Да, и не одна. Была идея, выраженная формулой «Святая Русь»; была идея православной христианской империи, выраженная формулой «Москва – третий Рим»; была идея мировой революции и всемирного коммунизма (хотя ее следует считать, скорее, наднациональной); была идея построения коммунизма в одной отдельно взятой стране; была, наконец, идея советской империи… Все они сменяли в свой срок друг друга, все они со временем теряли свою роль знамени, идеологического локомотива общества, переставали служить стимулом личной и общественной деятельности. Затем во второй половине 1980-х гг. на какое-то время победила идея либеральной демократии западного образца. Но она очень быстро и позорно обанкротилась, обнаружив свою антинародную сущность.

Сегодня все эти идеи – уже в прошлом. Ни одна из них не способна объединить абсолютное большинство нашего общества, повести его за собой. Все наблюдатели признают, что после крушения советской власти и тотальной самодискредитации либерально-демократического режима в области идеологии сложился вакуум.

Этот вакуум сегодня уверенно и наступательно заполняет идеология национализма, в которой массы ищут ответ на мучающие их вопросы, ищут стимул деятельности и защиту от разнообразных угроз. По результатам социологических опросов, сегодня рейтинг националистов достигает 20% - и эти проценты есть наиболее активная, сплоченная, убежденная и целеустремленная часть нашего общества.

Можно утверждать со всей определенностью: национальная идея в России сегодня – это национализм. Только эта новая для России, передовая и конструктивная идея обладает всеми необходимыми качествами настоящей и плодотворной национальной идеи. Только ей принадлежит будущее. Только под знаменем национализма сегодня можно победить. Только национализм принесет нашей стране и нашему народу процветание и могущество.

Что такое национализм?

Я приведу оба определения, которые кажутся мне наилучшими и наиболее верными: 1) «Национализм – это любовь к своей нации и забота о ней» (то есть – не просто любовь, а любовь деятельная, активная); 2) «Национализм – инстинкт самосохранения народа; этот инстинкт спит, когда нации ничто не угрожает, но просыпается в роковую годину испытаний». Первое (любовь и забота) верно в отношении отдельной личности, второе (инстинкт самосохранения) – в отношении масс.

Почему именно национализм оказался востребован сегодня?

Потому что сегодня впервые за всю историю своего существования русская нация, составляющая абсолютное большинство населения России, оказалась под угрозой исчезновения. И потому что впервые за всю нашу историю у нас появился враг, который хочет не просто поработить или ограбить нас, но уничтожить, свести с лица нашей самой богатой в мире земли. Этот человеконенавистнический, русофобский план не раз был открыто озвучен нашими врагами, уже подсчитавшими, что на территории России должно остаться всего лишь от 15 до 50 млн. человек (по разным вариантам) для обслуживания добычи природных ресурсов. То есть, как минимум две трети нашего населения уже обречено всемирными стратегами на вымирание.

Таким образом, национализм, объединяющий всю нацию поверх классовых барьеров в борьбе за национальное выживание, востребован сегодня обществом в качестве спасительной чрезвычайной меры в чрезвычайных условиях.

Кроме того, русский национализм развился в качестве непосредственной реакции на текущие события. Как внешнеполитические (резкое наступление агентов глобализма, втягивание России в губительный противоестественный союз с Америкой и Израилем), так и внутриполитические (чеченская война, стремительный наплыв мигрантов из стран Кавказа, Азии и Африки, унизительная зависимость России от внешних сил и от всевластия инородцев и компрадоров).

Наконец, после распада СССР мы оказались в мононациональной стране - России, где 82% населения принадлежит к одной русской нации. Кстати, последняя перепись, по предварительным данным, подтвердила эту цифру за счет русских иммигрантов из стран ближнего зарубежья. 82% - это очень много. Это больше, чем евреев в Израиле, больше, чем украинцев на Украине, латышей в Латвии, казахов в Казахстане. В России около 170 народов, народностей и племен, но нация только одна – русская. Закон и порядок в нашей стране должен быть приведен в соответствие с этим фактом.

Не вызовет ли открытое провозглашение идеологии русского национализма – страха и противодействия со стороны других народов России?

Нет, не вызовет, поскольку все разумные народы России понимают: если русские сумеют защитить, сберечь, сохранить себя – это принесет благо всем. Россия – это государственно-политическая ипостась русского народа. Что хорошо для русских – то хорошо и для России. А вот если не станет русских – не станет и России. И тогда не удастся сохраниться не только малочисленным, но даже и более крупным народам, живущим в России на землях своих предков. Они ведь тоже не нужны неоколонизаторам.

Есть только один народ, у которого попытка русских сплотиться и заявить о своих правах и интересах вызывает почему-то злобную истерику и бешеные нападки на нас, русских националистов. Не буду называть этот народ, предложу лишь взглянуть на страницы прессы и на экраны ТВ, где попытки шельмовать Национально-Державную партию России исходят, как на грех, от представителей только одной национальности. Ну, видно, как говорит русская пословица, чует кошка, чье мясо съела.

В чем сущность русского национализма как национальной идеи России сегодня? Что несет с собой русский национализм для русского народа?

Решение его основных проблем.

Каковы они?

Их условно можно подразделить на социально-экономические и этнополитические. О первых говорить особо нечего, их и так все знают. 90% населения не живет, а лишь с трудом сводит концы с концами. А кто-то и свести не может, тихо вымирает от голода и холода.

Но есть специфические этнополитические проблемы русского народа, о которых у нас думать и говорить не привыкли. К ним относятся, в первую очередь, следующие:

1) признание, в соответствии с международными стандартами, России – мононациональной страной русского народа, составляющего абсолютное большинство ее населения;

2) признание и законодательное утверждение исторической роли и фактического значения русского народа не только коренного и титульного (всю Россию назвали по нашему имени), но и как единственной государствообразующей нации России. Русские – не только создатели России, но и единственная (!) нация, без которой Россия не могла бы существовать в виде единого государства в ее настоящих границах; русские – единственный цемент, скрепляющий единство страны от Калининграда до Владивостока;

3) признание права русского народа на национально-пропорциональное представительство во всех органах государственной власти и местного самоуправления России;

4) признание права на воссоединение единой русской нации, оказавшейся в разделенном положении;

5) признание факта этнодемографической катастрофы русского народа и законодательное утверждение мер, в том числе чрезвычайных, направленных против депопуляции его как государствообразующей нации, против снижения его удельного веса в составе населения России;

6) сохранение и укрепление этнического единства русского народа и всех исторических и культурно-языковых факторов, способствующих этому;

7) запрещение русофобии во всех ее проявлениях, защита человеческих и гражданских прав русских людей в любой точке земного шара;

8) признание факта геноцида русского народа и преодоление его последствий.

Какая из проблем русского народа - наиглавнейшая?

Безусловно, самая главная проблема для нас, русских, ради решения которой необходимо взять власть, - это преумножение нашего удельного веса в составе населения страны. Вторая, быть может, не менее важная задача – сохранение высокой степени биологической однородности русской нации, отмечаемой учеными-антропологами.

Не случайно наши основные, смертельные внутренние враги – «правые» либерал-демократы - со своей стороны видят своей главной задачей всемерное уменьшение пропорции русских в России. Не кто иной как Егор Гайдар только что озвучил эту мысль на съезде Союза правых сил 22 декабря 2002 г.: «Нужна другая миграционная политика… Нам нужен другой закон о гражданстве, нам нужна государственная программа миграции, надо, наконец, вводить систему грин-кард. Надо понимать, что в XXI веке Россия как страна русских не имеет перспектив, только как страна россиян. Пусть даже с государственным русским языком, но на основе полинационального, поликультурного устройства» (стенограмма, выделено мной). В прошлогодней газете «Аргументы и факты» некое лицо еврейской национальности (не помню фамилии, имеется газетная вырезка) сформулировало ту же мысль в емком афоризме: «Что хорошо для русских – то для России смерть».

Я не случайно делаю акцент не на абсолютной численности, а на удельном весе русских. Когда мы создавали огромную Российскую империю, по размеру куда больше нынешней России, нас численно было гораздо меньше, чем сегодня. В конце XVIII века – всего около 50 млн. человек, в конце XIX – около 100 млн. И ничего – справлялись! А вот когда в СССР удельный вес русских упал ниже допустимой планки, возникли отрицательные для нас демографический баланс и демографический прогноз, судьба страны оказалась трагически обречена. Мы не хотим, чтобы наша Россия повторила эту судьбу.

Мы поговорили о задачах, входящих в содержание национальной идеи. Но есть еще и сверхзадача. Задача – это что делать и как делать. Сверхзадача – во имя чего делать. Так в чем же она? Во имя чего мы предпринимаем все наши усилия?

Эта сверхзадача, вне выполнения которой бессмыслен любой разговор о внешней и внутренней политике и о каком-либо будущем вообще, такова: русскому народу надо выжить самому и оставить после себя жизнеспособное потомство с русским самосознанием в качестве хозяина на земле наших отцов и дедов.

Этой основополагающей задаче должно быть подчинено каждое начинание русских как на внешне- так и на внутриполитической арене. Любой идеал и лозунг НДСР должен оцениваться с позиции осуществления этой задачи.

Пора сказать о том, что такое нация.

С научной точки зрения, принятой во многих странах и в России, нация – есть такая фаза развития этноса, в которой этнос создает свою полноценную государственность.

Но в житейском и моральном смысле слова нация – это попросту большая семья, спаянная общим происхождением, общими корнями, общей историей. Во всех русских людях течет русская кровь, у всех нас где-то в далеких тысячелетиях были общие предки. Мы от одного корня. Мы все породнены между собой, хотя можем и не сознавать и не исчислять этого родства.

В России живут не только русские. Что несет для них доктрина русского национализма?

Не скажу за всех националистов, но официальная концепция НДПР, к примеру, такова: мы защищаем интересы всех коренных народов России. И это совершенно правильно. Но при этом мы, конечно же, особо выделяем русский народ как народ государствообразующий, от физического, социального и морально-психологического самочувствия которого зависит судьба всей России, а значит и всех остальных народов, ее населяющих. Этим во многом (хотя, конечно, далеко не только этим) объясняется наше приоритетное внимание к русскому народу.

Вместе с тем, ясно и понятно: невозможно относиться ко всем нашим историческим соседям одинаково. Это было бы и ненаучно, и несправедливо.

Во-первых, необходимо отличать комплиментарные для нас, русских, народы от некомплиментарных (Гумилев), независимо от их укоренненности в России. Если с первыми у нас на протяжении многих веков складывались нормальные отношения (марийцы, мордва, чуваши, буряты, да теперь уже и татары и др.), а с некоторыми из них даже стратегические союзы (например, осетины, эвенки), то с другими эти отношения всегда были проблемными (евреи, чеченцы и др.). И тут все должно строиться на принципе обоюдности и справедливости: как вы к нам, так и мы к вам.

Во-вторых, следует разделять народы России на три категории: государствообразующий народ (это только русские; ни один другой не может по объективным критериям претендовать на это звание); коренные народы, у которых нет своей государственности вне пределов России (те же чуваши, мордва, татары, якуты и др.), и национальные меньшинства, у которых такая государственность есть (армяне, азербайджанцы, афганцы, таджики, евреи, китайцы и др.). По-человечески понятно, что отношение к данным категориям не может и не должно быть равноценно.

Не обвинят ли нас при этом в нецивилизованном подходе к проблеме, в нарушении общепризнанных международных правил и норм?

Нет, не обвинят. Есть немало цивилизованных и вполне демократических стран в мире и даже в бывших республиках Советского Союза, где принципы этнократии утверждены на высшем законодательном уровне, и это нисколько не препятствует вхождению данных стран в весьма респектабельные политические, экономические и военные (НАТО) союзы. Не говорю уж о Латвии и Эстонии, где царит полностью узаконенный апартеид, не говорю об этнократическом государстве Израиль, но возьмем такое европейское государство, как Украина (которая, между прочим, стоит на третьем месте после Израиля и Египта по финансовой помощи США). Раскроем украинскую Конституцию и прочтем: «Статья 11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины». Видите, налицо четкое разделение: есть украинская нация – государствообразующий народ с его историческим сознанием, традициями и культурой, а есть наряду с ним также и коренные народы Украины, и национальные меньшинства. И это – в Конституции соседнего, самого близкого государства, с которым мы веками жили вместе, жили одними идеалами и традициями, одной верой, общей историей. Почему же у них – так, а у нас, русских, иначе, почему у нас нет такой постановки вопроса? Ведь Украина не менее полиэтническая страна, чем Россия, в ней тоже живет более ста народов, народностей и племен. Но ни у кого не поворачивается язык (да никто и не осмеливается, ибо это просто незаконно, противоречит Конституции Украины) назвать ее «многонациональной»!

Далее, там же: «Статья 13. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных настоящей Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом». Вы поняли? Каждый ходящий по украинской земле - ходит по земле, принадлежащей украинскому народу. Каждый дышащий воздухом на Украине - дышит воздухом, принадлежащим украинскому народу. И все должны об этом знать и помнить, что пользоваться этими природными дарами может лишь гражданин Украины, а негражданам этого конституционного права не дано!

Я привел этот пример, чтобы все видели, как ставит вопрос народ, который знает, любит и уважает себя, помнит о своих правах, потребностях и интересах, заботится о своих детях и внуках, о своем будущем. Народ, у которого есть чему поучиться. Народ, который способен и других заставить уважать свои права и интересы.

Разве так обстоит дело у нас, у русского народа? А ведь мы намного более многочисленны, нежели украинский народ. И в составе населения своей страны мы занимаем не около 60%, как украинцы, а 83-85%. Мы могли бы требовать не менее уважительного отношения к себе.

Взяв власть, мы, вне всякого сомнения, воспользуемся уроками, преподанными нам многими народами бывшего СССР, не только украинским. И никто в мире не бросит нам в лицо упрек за это. Ибо двойная мораль недопустима.

Что нужно, чтобы успешно решить все поставленные выше задачи, насущные для русского народа, для всех коренных народов России и для нашей страны в целом?

Нужно, чтобы власть в России перешла к русским националистам. Нужно, чтобы Россия преобразилась в русское национальное государство.

Возможно ли это и что для этого нужно?

Да, возможно. Что мы имели еще совсем недавно? В 1986 г., по опросам, лишь 15% русских осознавали себя как «русские» и еще 7% - не знали, как определиться, между тем как 78% считали себя «советскими». Такова была позорная степень денационализации русских, таким было чудовищное идейно-политическое наследие советской эпохи! Мы боролись с этим наследием все истекшие годы. И вот результат: сегодня уже 45% русских считают себя «русскими» (за пятнадцать лет этот процент вырос на 30 пунктов!), только 28% - «россиянами» и лишь 16% - «советскими людьми» (падение на 62 пункта!).

А вот цифры, оглашенные на всю страну наиболее авторитетной социологической службой ВЦИОМ в апреле 2002 года: лозунг «Россия для русских!» поддерживали в 1998 г. 43%, в 2000 – 49%, а в 2002 году – уже 58%! Причем, что очень важно, если в 1998 г. этот лозунг характеризовали максимально отрицательно 30%, то сегодня – лишь 20% населения, т.е. примерно столько, сколько в России вообще нерусских. А это значит, что для всех русских он если и не вполне приемлем (приемлют полностью уже 72,5% русских), то все же приемлем с оговорками.

Это грандиозная, невероятная победа! Колоссальный сдвиг! Развитие русского самосознания стремительно идет по гиперболе. Идет отчасти спонтанно, вынуждаемое объективной окружающей реальностью, но более того развивается нами – русскими националистами, активистами русского движения: идеологами, редакторами, издателями, агитаторами и пропагандистами. Разве эти успехи не впечатляют? Только слепой их не видит, только дурак – не учитывает, и только подлец пытается их опорочить.

Мы знаем: все революции вначале совершаются в сознании людей, и только потом выплескиваются на площади и улицы. Перед нами как раз - настоящая революция в сознании масс! Еще немного, и идея русского национализма превратится, как учили классики истмата, «в материальную силу», во всесокрушающую и всесоздающую основную силу современности!

Почему же русские как были, так до сих пор и остаются далеки от власти и процветания?

По четырем причинам. Во-первых, до недавнего времени не было стройной концепции русского национализма. На ее создание мы потратили не один год. Во-вторых, лидерские амбиции, проклятая болезнь «фюреризма». В-третьих, русское движение было растащено помянутыми «лидерами» по отдельным идейно-политическим и религиозным штаб-квартирам. В-четвертых, русское движение не имело нормального финснсирования, что естественно в свете трех предыдущих обстоятельств.

Хочу отметить, что первые два препятствия успешно преодолены в НДПР. Преодолевается третье – по мере того, как роль и значение нашей партии становятся очевидными для всех. А значит, будет преодолено и четвертое.

Стоит ли Россия на пороге национальной революции?

Да. Ведь что такое революция? Это коренные преобразования жизни. Наша страна готова к коренным изменениям в своей жизни, она ждет их, она жаждет перемен. В мыслях миллионов людей эти перемены уже происходят на наших глазах. Правда, я лично думаю, что эта революция обойдется без баррикад и войсковых операций, она будет бескровной, «холодной», какой была Третья мировая война или буржуазно-демократическая революция 1991-1993 гг. Но она будет, тем не менее, во всем соответствовать философской сути всех революций: коренному преобразованию жизни.

Всегда и везде, во всем мире, национальные революции приходили на смену революциям буржуазно-демократическим. После чего начинался подлинный расцвет национальных государств. Таков закон истории. Так будет и в России.

Каковы основные движущие силы грядущей национальной революции?

Сегодня в оппозиции режиму находится и не принимает его политэкономических «реформ» абсолютное большинство населения, практически все его слои, кроме т.н. «большого бизнеса» (в котором русских почти нет), прикормленной верхушки армии и МВД и некоторого количества обласканной властью гуманитарной интеллигенции. Оппозиция делится на два основных сектора: условно говоря, коммунистический (левый) и некоммунистический. В левом секторе первую скрипку играет КПРФ, в некоммунистическом – мы, националисты. Отличие секторов в том, что в первом превалируют люди физического труда, во втором – интеллигенция: инженеры, офицеры, учителя, врачи, преподаватели вузов. Нам пока не хватает участия видных русских деятелей науки и культуры, но мы пока еще и не начинали среди них свою агитацию.

Но нужно понимать и видеть еще одно: без поддержки корпорации русских промышленников и торговцев (а она уже есть де-факто, хотя пока недостаточно сознает задачи своего единства и свои корпоративные интересы) нам не добиться желаемых преобразований. Мы должны привлечь эту силу в свой лагерь. И мы это сделаем.

Истинная суть национализма и состоит как раз в том, чтобы слепить из разных, в том числе антагонистических, классов своего народа - единую нацию, спаянную общим интересом. Нация – это не только интеллигенция и предприниматели, но это и не только рабочие, крестьяне и отставные офицеры. Нация – это все вместе. Мы должны научиться сопрягать интересы русских людей, даже если они относятся к различным общественным полюсам. В истории западных стран тому есть всем известные блестящие примеры. И сегодня для реализации этой стратегии в России созрел исторический момент.

ИТАК, национальная идея современной России – это русский национализм. Только с этой идеей возможен реванш нашей Отчизны и ее восхождение к новым вершинам славы и благополучия.

С этой идеей мы победим!

Вернуться в Линдекс