Страшная статистика

В России убивают больше пятидесяти тысяч человек в год

70 МИЛЛИОНОВ человек были осуждены в стране с 1961 года —такую цифру, подтверждающую выстраданную народную мудрость «от тюрьмы и от сумы не зарекайся», сообщил вчера на «круглом столе», посвященном профилактике преступности в Российской Федерации, депутат Госдумы Александр Гуров.

«Если мы пропустим все население через систему исполнения наказаний, мы ничего не добьемся», - заметил он. По словам Гурова, сославшегося на статистические данные, в России ежегодно совершается 32 тысячи убийств и около 20 тысяч человек умирают от нанесенных им тяжких повреждений. Доморощенный криминал распространяет свое влияние и за границы страны: русскоязычные преступные группировки действуют примерно в 50 странах мира.

Одна из причин такого роста преступности, считают участники «круглого стола», в том, что в России с 90-х годов почти полностью разрушена система профилактики преступлений, исполнительная и законодательная власти не координируют своих действий, законы, принятые в последнее время и направленные на либерализацию уголовного права, не соответствуют реальной ситуации. И это приводит к тяжелым последствиям. Депутат Тамара Фральцова несогласованностью действий по профилактике и несовершенством законодательства объясняет рост детской преступности.

«Мы создаем приюты, всевозможные центры по реабилитации, а дети как оставались на улице, так и остаются», - сказала Фральцова, отметив при этом, что никто не владеет точными данными относительно того, сколько в России безнадзорных детей: одни говорят — сто тысяч, другие — 4 миллиона.

Неизвестно, сколько вообще детей живут на территории, поскольку не все они регистрируются по месту жительства. Неизвестно, сколько в том или ином населенном пункте неблагополучных семей, нуждающихся в особом внимании, да и само понятие «неблагополучная семья», по словам Фральцовой, в российском законодательстве отсутствует. Но не только этот правовой пробел нужно восполнить.

Участники «круглого стола» считают, что необходимо законодательно закрепить статус комиссий по делам несовершеннолетних, определить ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей и усилить меры наказания за жестокое обращение с ними.. Нужна и ювенальная юстиция. «Это не нормально, - сказала Тамара Фральцова, — что уголовный судья, рассмотрев дело матерого рецидивиста, потом берется судить ребенка». По словам Фральцовой, ювенальный суд на практике был опробован только в Ростовской области. Однако ситуация с детской преступностью такова, что специальные суды нужно создавать во всех регионах.

Россия вообще нуждается в концепции государственной политики в области уголовного законодательства и профилактики преступлений, которая, по мнению Александра Гурова, должна быть разработана с участием всех ветвей власти. И особый упор в этой концепции необходимо сделать именно на профилактику преступлений: «Необходимо точно определить, кто в стране должен управлять правоохранительными процессами, прописать меры общественного контроля за этой деятельностью и добавить соответствующие правовые механизмы для регулирования деятельности в сфере профилактики преступлений».

Особое внимание он предлагает уделить профилактике экономических преступлений, хотя также необходимо принимать и базовый федеральный закон «Об основах предупреждения преступности», отсутствие которого, по словам депутата, «создает дыру в российском законодательстве». Напомнив, что с 1999 года по 2004 год профилактика преступлений в России снизилась на 41 %, Гуров призвал начинать бороться с преступностью именно с профилактики, не ограничиваясь репрессивными мерами.

Тамара Шкель

"Российская газета", 8 декабря 2004 г. № 272 (3649)

Вернуться в Линдекс