Часть II. Появление национально-патриотических идеологических течений и политических партий как самостоятельной общественной силы. 

Глава I. Эволюция КПСС от «партии мировой революции» к «партии государственных интересов». 

Феномен национал-патриотизма 90-х гг.. был бы совершенно непонятен без изучения того пути, по которому прошла победившая в октябре 1917 г. партия. Собственно говоря, более чем семь десятилетий крайне жесткого правления с массированной пропагандой марксистско-ленинской идеологии среди всех слоев советского общества не могли не оставить следа в лексике, менталитете, методах организационной работы у правых, среди которых абсолютно все родились при Советской власти.

Но на правых КПСС оказала также и идеологическое влияние. Как бы ни ругали бы патриоты семь десятилетий советской истории, какие бы страшные цифры жертв репрессий не приводили, но любой достаточно честный патриот не может не признать, что Российская Империя никогда не достигала такой политической, военной, экономической мощи, как Советский Союз. Другое дело (и здесь критика с позиций русского национализма справедлива) - цена успехов советского периода часто была неоправданно высока и это надломило силы народа. И, что еще более существенно, государствообразующая русская нация оказалась донором как других братских советских народов, так и всего «социалистического содружества».

В результате  русские жили едва ли не хуже всех в советской стране. Одновременно русские оказались самой денационализированной нацией в СССР, во многом забывшей свои корни, традиции, сам дух русскости. Все это не могло не проявляться на рубеже 80-90-х гг.., когда широкие массы русских оказались особенно подвержены либерально-западнической идеологии, поскольку советская система ценностей оказалась надолго дискредитированной, а национальные русские традиции были основательно забыты. Не случайно также, что после быстрого кризиса либерализма патриотическая оппозиция остается раздробленной, поскольку до сих пор патриоты спорят о том, на какой исторический образец России им ориентироваться. Если в странах Восточной Европы и некоторых бывших республиках СССР после крушения власти компартий большинство нации склонялось к восстановлению докоммунистического традиционного порядка вещей, то в России эпоха правления коммунистов сама является самой глубокой традицией и восстановление дореволюционной России выглядит совершенной утопией. Отсюда же проистекает та своеобразная любовь-ненависть белой оппозиции к советскому периоду русской истории и конкретно к наследнице СССР - компартии РФ (КПРФ). Национал-патриоты не могли обойтись без антикоммунистической риторики, чтобы подчеркнуть свое отличие от коммунистов, но с другой стороны, как советские люди, национал-патриоты не могли не признать хотя бы некоторые достижения СССР и поэтому сочетание портретов Николая II-го и Сталина на одном митинге в руках активистов одной партии давно не вызывает удивления. КПРФ, эта Великая Старая партия России, вызывает у национал-патриотических партий комплекс подростка, желающего самоутвердиться перед взрослыми, но не знающего, как.   Со своей стороны КПРФ, отягощенная воспоминаниями о прошлом величии КПСС, усваивая часть партийного багажа русских правых прошлого и современности, не может отказаться от многих идейных положение раннего большевизма в пользу национализма. В какой-то степени современные коммунисты оказались в положении правых начала ХХ-го века, также не могущих отказаться от монархизма, который был краеугольным камнем идеологии.  Поэтому между коммунистами и национал-патриотами, при всех взаимных антипатиях, не мог не возникнуть определенный союз в борьбе против общего врага. В основу союза лег принцип «враг моего врага -мой друг», но и определенную идейную близость также нельзя отрицать. Но как же могло сложиться такое совершенно немыслимое в 1918 г. единение левых (красных) и правых (белых)? Для ответа на этот вопрос необходимо сделать экскурс в историю красной партии.

Две партии в одной.

Социал-демократическая партия, из радикального крыла которой родился большевизм, возникла как ультралевая и ультразападническая партия, ориентированная на мировую революцию, центром которой должны стать передовые страны Запада. Относительно собственной страны у первых русских марксистов преобладал национальный нигилизм. В теоретических произведениях левых радикалов просто невозможно встретить словосочетание типа «национальные интересы России», зато постоянно напоминалось об отсутствии пролетариата Отечества. Хотя подобные настроения вообще были характерны  для всего социал-демократического движения ХIХ века, но русские революционеры-марксисты, кажется, собирались превзойти всех в своем гиперинтернационализме.

Однако по мере того, как марксистские кружки начинали приобретать определенное влияние на трудящихся и превращаться в организованную партию, в ней начало постепенно складываться особое течение, или партия внутри партии. Речь здесь идет не о различиях между большевиками и меньшевиками, расходившихся по причине разной интерпретации марксизма. Просто в рядах партии с момента ее основания наряду с интернационалистской ортодоксально-марксистской частью сложилась еще и партия внутри партии, которая, борясь за победу социалистической революции, не собиралась уничтожать Россию. Скорее напротив, ликвидация социальных язв и пороков царской России должна была придать обновленной стране новый взлет.

Несколько упрощая, можно сказать, что от возникновения и до второй половины 30-х гг.. партия большевиков состояла из двух партий  - партии мировой революции и партии борьбы за социальную справедливость. Первую из них составляли «литераторы», в основном евреи (но отнюдь не только они) - блестящие ораторы, знатоки марксизма, крупные теоретики. Символом и лидером этой партии был Л.Д.Троцкий, для которого Россия была «вязанкой хвороста для костра мировой революции». Активное участие «литераторов» в революционном движении сводилось к теоретическим дискуссиям в кафе на берегу Женевского озера, участию на конгрессах II-го Интернационала и писанию теоретических статей.

Но главную роль в победе большевизма сыграла вторая партия - партия борьбы за социальную справедливость, состоящая из «комитетчиков», т.е. работников подпольных партийных комитетов внутри Российской Империи, профессиональных революционеров в буквальном смысле этого слова. Усвоив марксизм на уровне набора  лозунгов, действуя в гуще народных масс, подпольщики-«комитетчики» знали заветные чаяния трудящихся и умели обращаться к ним, поскольку сама специфика подпольной работы требует этого. Кстати, это умение почти полностью отсутствовало у «литераторов», весь контакт которых с пролетарской средой сводился к связям с отдельными представителями рабочей элиты, усвоившими марксизм. Именно «комитетчики» вынесли на себе всю тяжесть подполья, завоевания масс и в конечном итоге и осуществили революцию. Словом, без «комитетчиков» все «литераторы» так бы и остались сектой эмигрантов, как это было с группой Г.В.Плеханова.

Главную роль в единстве большевистской партии сыграл ее лидер - В.И.Ленин, бесспорный вождь и для «литераторов», и для «комитетчиков» ( что само по себе является свидетельством политического таланта Ленина). Будучи сам «литератором» (что он честно указа в своей анкете члена партии), Ленин был не только теоретиком, отличавшимся яркостью стиля, но и выдающимся организатором, способным координировать и направлять деятельность подпольных комитетов. Вся теоретическая и публицистическая деятельность Ленина была подчинена одной конкретной задаче - взятию власти партией рабочего класса, что выгодно отличало его от других марксистских публицистов в партии меньшевиков и II-го Интернационала, тяготевших к чистой теории. Таким образом, Ленин был именно тем лидером, который оказался нужным всем в революционном марксистском движении и который мог привести его к победе. Именно в этом величие Ленина как политика, а вовсе не его неких сверхъестественных способностей, как это объясняли его бесчисленные советские и зарубежные апологеты.

Позиция Ленина по национальному вопросу хорошо известна и мы не будем на ней подробно останавливаться. Скажем лишь, что при всей своей ненависти к старой монархической России и особенной чуткости к удовлетворению прав нацменьшинств за счет великороссов, Ленин все же говорил о национальной гордости великороссов и о наличии в каждой нации той культуры, которую надлежит развивать и далее, хотя и считал, что «лозунг национальной культуры есть буржуазный (а часто и черносотенно-клерикальный) обман. Наш лозунг есть интернациональная культура демократизма и всемирного рабочего движения».[1]

Будучи гениальным тактиком, Ленин обладал способностью выдвигать нужные лозунги и уметь идти на компромиссы даже с «мелкобуржуазной массой». Не случайно после взятия власти,  в условиях начавшегося немецкого вторжения именно Ленин написал воззвание «Социалистическое Отечество в опасности!» В ходе Гражданской войны Ленин неоднократно обращался к патриотическому чувству рабочих и крестьян.

Конечно, преувеличивать патриотизм Ленина и партийного руководства времен Революции и Гражданской войны все же не стоит. Одной из причин конфликта большевиков со своими союзниками - левыми эсерами, наряду с элементарной борьбой за власть, был патриотизм последних, что особенно проявилось в период Брестского мира. Левые эсеры, как и положено народнической партии, хотя также не грешили национализмом, но все же стояли за особый национальный путь русской крестьянской социалистической революции. Рано или поздно они вступили бы в конфликт с партией, руководство которой было готово пожертвовать Россией в интересах мировой революции. Брестский мир, который можно назвать пактом Ленина-Гинденбурга, левые эсеры совершенно справедливо расценивали как акт национальной измены и выступили против недавнего своего союзника с оружием в руках.

Ленин достаточно откровенно объяснил суть конфликта большевиков с левыми эсерами в статье, посвященной памяти умершего в ссылке после подавления июльского 1918 г. левоэсеровского мятежа в Москве бывшего наркома почт и телеграфов, члена ЦК левых эсеров, П.П.Прошьяна (1883-1918): «Полное расхождение принес Брестский мир, а из расхождения, при революционной последовательности и убежденности Прошьяна, не могло не произойти прямая, даже военная борьба.... Но пример Прошьяна показал мне, как глубоко, даже в наиболее искренних и убежденных социалистах из левых эсеров, засел патриотизм, (выделено Лениным - авт.), -  как разногласия в общих основах миросозерцания с неизбежностью проявили себя при трудном повороте истории. Субъективизм народников привел к роковой ошибке даже лучших из них, которые дали ослепить себя призраком чудовищной силы, именно германского империализма. Иная борьба против этого империализма, кроме романтической, и притом непременно в данную минуту, без всякого учета объективных условий нашего и международного положения, казалось с точки зрения долга революционера прямо-таки недопустимой».[2]

Заметим однако, что Ленин все же упор в своей критике сделал не на самом левоэсеровском патриотизме, а на неуместности авантюристической повстанческой войны с немцами без учета внутри- и внешнеполитических факторов. Т.е. Ленин и здесь остался верен своему тактическому чутью.

Как видим, партия большевиков благодаря своей организованности, сочетанию марксистского фанатизма с поистине макиавеллиевским прагматизмом в вопросах тактики, руководимая талантливым лидером, смогла привлечь на свою стороны широкие массы и в условиях всеобъемлющего кризиса российского общества оказалась единственной организованной силой, способной взять власть в стране всерьез и надолго.

«Русский дух» Октябрьской революции.

В феврале 1917 г. с поразительной легкостью рухнула тысячелетняя монархия. В условиях маргинализации общества, крушения прежних идеалов. озлобленности людей, у которых на руках было оружие, произошел искусно направляемый революционный взрыв. Историкам предстоит еще выяснить глубинные причины  русской драмы, но несомненна руководящая роль определенных закулисных антирусских сил, действующих как внутри России, так и за ее пределами. Исследования Ю.К.Бегунова, Н.Берберовой, В.И.Старцева, Н.Н.Яковлева[3]  дают значительный материал, раскрывающий деятельность политического масонства, приведшую к гибели Российскую Империю, хотя целостной картины, в силу отрывочности имеющихся источников, пока еще нет. Мы не будем касаться масонской темы (хотя на страницах национально-патриотических изданий эта тема занимает значительное место), поскольку она заслуживает отдельного исследования. Ограничимся лишь напоминанием о значительной, нередко и ведущей роли закулисных сил во многих сложных событиях 1917 года.

Период с февраля по октябрь 1917 г. был временем полной дезорганизации государства и общества -телячий в восторг масс, наслаждающихся безграничной демократией, очень свободная пресса и болтовня, болтовня. Настал звездный час для либеральной интеллигенции. Между тем началось «национальное пробуждение» на национальных окраинах, сопровождающееся этническими чистками и погромами, провозглашаются «республики» в масштабах волости, разваливается промышленность, останавливается транспорт, деградирует армия, превращаясь в аморфную массу вооруженных людей. Ко всему добавляется полный паралич власти. Было даже не двоевластие, а многовластие, причем и события 3-4 июля вовсе не покончили с этим. Напомним, что со 2-го марта по 25 октября 1917 г. сменилось пять составов Временного правительства, причем смена каждого состава сопровождалась правительственным кризисом, занявшим общей сложностью два месяца. При этом Временное правительство, возникшее в результате соглашения Временного комитета Думы с Советами не было предусмотрено никакими законами Российской Империи и не могло считаться легитимным. Поэтому обвинения большевиков в узурпации ими власти некорректны. В данном случае одна незаконная власть была свергнута силой и заменена на другую.

Что касается Советов, то их было слишком много, полномочия их зависели от амбиций председателей Советов, к тому же постоянные перевыборы их членов и смена доминирующих в них партий, приводили к полной неопределенности поведения каждого Совета. Во многих регионах местное руководство не признавало никакой власти из Центра и вело собственную политику. Это все означало фактический распад государства. Так что Ленин был прав - «кризис назрел».

Можно сказать, что большевики не захватывали власть, а подобрали ее. Более того, большевики потому и смогли подобрать власть, что были единственной в тот момент партией, которая знала, что хотела и отличалась волей к власти. Характерно, что вплоть до Брестского мира и начала «социалистических преобразований» в виде «продразверстки», расказачивания и красного террора большевики не встречали сильного сопротивления. Добровольческая армия Л.Г.Корнилова, насчитывающая в начале 1918 г. не более 4-х тыс. человек, потерпела поражение под Екатеринбургом, причем погиб и ее командующий. Партия эсеров раскололась на части и даже 58 % голосов (или 410 мест из 707-ми), полученных на выборах в Учредительное Собрание, стали лишь показателем инерции мышления многих граждан, помнивших эсеров как ведущую левую партию при царе и самую крупную по численности после Февральской революции. На деле реальная сила партии, как показали последующие события, совершенно не соответствовала количеству отданных за нее голосов.

Наконец, хотя большевики и не встретили таких восторженных симпатий интеллигенции, как наступление «февральских свобод», но определенная часть патриотически настроенных деятелей старого режима поддержала на деле единственную организованную партию России. Бывший член Русского Собрания, военный инженер В.К.Величко занимался вопросами инженерного обеспечивания обороны Петрограда во время февральского 1918 г. наступления немцев. В те же дни командующим Нарвским Фронтом. Остановившим германское продвижение к северной столице, (в честь чего 23 февраля и стал праздником защитников Отечества), был старорежимный генерал Парский.

Однако когда из тактических соображений и особенно во имя выполнения марксистских догм, в интересах мировой революции большевики по Брестскому миру (пакту Ленин-Гинденбург) отдали немцам всю территорию Прибалтики, Украины, Белоруссии, Крыма и Закавказья (западная граница РСФСР 1918 г. примерно соответствовала «границам демократической» РФ, образовавшимся после Беловежского Бреста-2 1991 года), то это не могло не оттолкнуть от них многих патриотов, первоначально не настроенных враждебно к новой власти. Когда же к этому добавился еще и голод, вызванный аграрными преобразованиями большевиков, окончательный крах экономики, то гражданская война стала неизбежной. Власть, заключающая с внешним врагом унизительный мир на условиях, схожих с безоговорочной капитуляцией, в России непременно столкнется с мощной оппозицией. Все три революционные ситуации российская монархия получила в результате военных (как в 1855 и в 1905 гг..) или дипломатических (как в 1878г.) поражений. Но все тогдашние неудачи носили частный характер и воспринимались общественным мнением как преходящие, за которыми последует реванш. По Брестскому миру Россия теряла 26 % населения, 32 % сельскохозяйственной и 23 % промышленной продукции, 75 % угля и металла, обязалась выплачивать репарации в размере 6 млрд. марок. К тому же сепаратный мир дал великолепный предлог для интервенции в Россию недавних союзников по Антанте, преследующих не сколько антибольшевистские, сколько экспансионистские цели.

Все это радикально изменило отношение к Советской власти выжидающих или даже первоначально лояльных в ней граждан. И не случайно уже летом 1918 г. под контролем большевиков были только столицы и территории центрального промышленного района вокруг Москвы, где, впрочем, большинство заводов и фабрик остановилось из-за отсутствия сырья, а в сельской местности чуть ли не все уезды были охвачены «кулацкими» восстаниями.

Тем не менее даже после Бреста определенный национальный характер войны красных против всех белогвардейских правительств и особенно интервентов, сохранился. Приливы и отливы симпатий широких масс («середняков», по большевистской терминологии) к противоборствующим в воюющей России силам объяснялись не только классовыми противоречиями.

Например, среди феноменов Гражданской войны до сих пор остается малообъяснимым движение партизан в Сибири и на Дальнем Востоке. Сибирские крестьяне, никогда не знавшие над собой помещика, не испытывающие недостатка в земле, несравненно более зажиточные и грамотные, чем крестьяне Европейской России, по логике вещей должны были оказаться невосприимчивыми к большевистской агитации. Но тем не менее, не оказав никакой поддержки Советской власти, легко свергнутой одним чехословацким корпусом на громадном пространстве от Волги до Тихого океана весной 1918 г., сибирские крестьяне создают год спустя целые партизанские армии, контролировавшие целые губернии, в борьбе с которыми захлебнулись Колчак и Антанта. Писатель и публицист Ф.Ф.Нестеров в своей книге «Связь времен», впервые вышедшей в 1980 г. (и затем еще дважды переиздававшейся), ставшей одной из любимых книг национал-патриотов, обратил  внимание, приведя конкретные примеры, на национальный характер партизанского движения против иностранных интервентов, единственный раз в истории оказавшихся на сибирской земле, а также против чуждых вольнолюбивым сибирякам «их благородий» из колчаковской армии. Характерно, что недавние «столыпинские» переселенцы в Сибири оказались особенно активны в повстанческой деятельности.

Антиколчаковские партизаны 1919 года вошли в историю под именем красных партизан, хотя в основном возглавляли их эсеры (в условиях Гражданской войны уже не вполне «красные») под лозунгами «Свободной демократической Сибири со Всесибирским Учредительным Собранием во главе» в договорных отношениях с Советской Россией. То, что буквально сразу же после победы Красных  началось новое повстанческое движение (Тобольское восстание 1920-21 гг..), свидетельствует о том, что отнюдь не большевистские идеи вдохновляли партизан.

На Дальнем Востоке национальный характер партизанского движения против японцев, пытавшихся просто захватить эти земли, воспользовавшись смутой в России, был еще более ярко выражен. Не случайно именно здесь и смогло возникнуть такое явление, как Дальневосточная республика (ДВР), представлявшая собой не просто «буферное государство», но и порождение сложившегося в годы борьбы своего рода единый фронт всех национальных сил. Центром этого фронта стали большевики, оказавшиеся в тех конкретных условиях, вопреки собственной программе, истинно национальной партией.

В период советско-польской войны 1920 г. национализм владел обеими сторонами, несмотря на марксистские, с одной, и демократические, с другой стороны, лозунги. Многие высокопоставленные военные времен монархии, не желавшие участвовать в междуусобице ни на чьей стороне, и среди них прославленный генерал А.А.Брусилов, в условиях   войны с внешним врагом пошли на сотрудничество с Советской властью. 2-го мая 1920 г. было образовано Особое Совещание из десяти генералов старой армии. 30 мая они опубликовали в «Правде» «Воззвание ко всем бывшим офицерам, где бы они не находились», где, в частности, говорилось: «В этот критический исторический момент нашей народной жизни мы, ваши старые боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви и преданности к Родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды, кто бы и где бы их вам ни нанес, и добровольно идти с полным самоотвержением и охотой в Красную Армию... и служить там ни за страх, а за совесть, дабы своей честной службой, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию». Под»Воззванием» стояли подписи прославленных генералов Первой мировой войны - А.А.Брусилова, А.А.Поливанова, В.М.Клембовского, А.Е.Гутора и др., что не могло не произвести впечатления на многих пытавшихся доселе стоять «над схваткой» патриотов.

Но и для многих активных борцов с большевизмом советско-польская война стала моментом истины. Националист В.Шульгин в своей книге «1920 год», опередив сменовеховцев, писал: «Знамя Единой России фактически подняли большевики... Их армия била поляков, как поляков. И именно за то, что они отхватили чисто русские области... Резюме: большевики

1)восстановили  военное могущество России;

2)восстановили границы Российской державы до ее естественных пределов;

3)подготовляют пришествие самодержца всероссийского».[4]

Как видим, Шульгин признал, что большевизм в силу объективных причин пошел по национальному пути и повел по этому пути революцию, несмотря на свое теоретическое отрицание всякой самобытности России.

Появлением патриотизма можно считать достаточно массовое участие на службе новому режиму «буржуазных спецов» самых разных профессий, в первую очередь военных. Например, по подсчетам советского историка А.Г.Кавтарадзе, среди высшего комсостава Красной Армии времен Гражданской войны - командующих фронтами, армиями, дивизиями, бывшими офицерами были 85-90 %.[5] Многие из бывших офицеров попали в Красную Армию по мобилизации, многих удерживали у красных взятые в заложники близкие люди, многие «спецы» оказались саботажниками, но все это не меняет факта достаточно массового участия многих военных и технических специалистов на службе у большевиков. Характерно, что гораздо больше оппозиционной Советской власти оказалась творческая интеллигенция, которая до революции также была оппозиционно настроена к монархическому правительству. Вероятно, интеллигенты-гуманитарии больше всего ценили свободу творчества, в то время как люди государства - военные, управленцы, техники и пр., были обеспокоены возможностью крушения государственности и видели в большевиках силу, способную предотвратить это.

Большинство лидеров дореволюционных правых выступали против новой власти и в большинстве своем погибли в период красного террора (как, например, почти все вожди Черной Сотни), но немалая часть их прежней социальной базы вполне могла перейти на сторону большевиков. В самом деле, антибуржуазные настроения среди правых были не слабее, чем у социалистов, церковь и еще больше монархия потеряли былой престиж, зато большевизм имел ореол новой могучей силы, способной качественно обновить Россию. Неудивительно, что отношение к победившей партии могло вызывать у правых чувство ненависти вместе с восхищением.

Помимо патриотизма, вполне естественного при революции, всколыхнувшей глубокие людские массы, не следует недооценивать того, что программные лозунги большевиков обеспечили им массовую социальную базу (которой не сказалось у белого движения). Если октябрь 1917 г. действительно носил характер верхушечного государственного переворота в столице, то в последовавшей затем Гражданской войне в Красной Армии сражались миллионы русских людей. Только принуждением сравнительно небольшая партия  не могла заставить миллионы русских в красноармейских шинелях сражаться насмерть. Значит, большевизм как идеология оказался весьма привлекательным для значительной части народа. Да и вообще революция такого масштаба не может не быть глубоко национальным белом. Другое дело, что оседлавшая народное движение группа интернационалистов-«литераторов» многократно увеличила цену победоносной революции. Устранение этой группы было неизбежным.

Большевики пришли к власти под лозунгами мировой революции. Но ведь для русского, и почти для всех коренных народов России, не были характерны чувства национального или расового превосходства, высокомерия по отношению к другим нациям и народам. Без удивительного дружелюбия и уживчивости русских людей не было бы и Державы на 1/6 часть света, населенной сотней народов. Так что и лозунги мировой революции могли (но только до определенного момента) увлечь народные массы. В конце концов, даже сама мысль, что именно с России начинается революция всемирного масштаба, была весьма привлекательной для национальной гордости великороссов. Но ультраинтернационалистское наваждение рано или поздно проходит. Это особенно  ясно стало после того, как власть в стране большевики взяли всерьез и надолго, а вот мировая революция не состоялась. В таких условиях правящая партия поневоле должна была стать партией защиты государственных интересов, даже вопреки собственной программе. При этом в руководство правящей партии (и тем самым всей страны) должны были придти представители многократно возросшей за годы Гражданской войны внутренней партии борьбы за социальную справедливость, способные осуществить русификацию марксизма.

Революционный реставратор. 

«Национальное углубление» революции, котором говорили и мечтали Н.В.Устрялов, сменовеховцы и др. деятели как в эмиграции, так и внутри России, действительно произошло, хотя не так быстро и не в такой форме, как предполагали национал-максималисты. И связано это, как и многое другое в жизни страны, с именем И.В.Сталина.

Один из деятелей революции, призванной «отречься от старого мира» оказался весьма традиционным правителем, полностью соответствующим народному монархизму. Когда В.В.Шульгин говорил о том, что большевики подготовляют пришествие самодержца всероссийского, он, вероятно, надеялся на реставрацию традиционной монархии, осуществленной выдвиженцами революции, на какого-нибудь русского генерала Монка. В действительности пришествие самодержца всероссийского произошло несколько иначе.

Самодержавие в России всегда было более широким понятием, чем просто монархическая форма правления или даже абсолютная монархия. Самодержавие означает полную независимость Верховной власти от каких-либо зарубежных сил, отсутствие любой, даже формальной разновидности вассальных отношений применительно к загранице. Самодержавие означает также неделимость власти, отсутствие всяких «ветвей» ее. Отсюда же логически вытекал и неправовой характер русского государства. Взаимодействие между властью основывались не на четко фиксированных юридических нормах, а на распределении повинностей в соответствии с государственными нуждами. Это приводило еще к одной характерной особенности самодержавия - служилому характеру сословий.

И наконец, русское самодержавие всегда имело сакральный, священный характер. Стоявший на самом верху пользовался у основной массы населения религиозным почтением. Десакрализация монархии при Николае II-ом («падение великого фетиша», как писал в 1905 г. В.В.Розанов) стала не меньшей причиной событий 1917 г., чем все социальные и экономические проблемы (как аналогичным образом крушении СССР не было бы возможным без потери авторитета правящей партией с ее маразматическими генсеками).

Но если прекратила свое существование русская монархия, то это не означает, что вместе с ней должно было исчезнуть самодержавие. Скорее напротив, новые стоящие перед Россией задачи могла решить только национальная диктатура, или, образно говоря, самодержавие в новой форме

Собственно, уже Ленин был в народном восприятии добрым «мужицким» царем, радеющем о всеобщем благе. Сам его облик, напоминающий обычного мужика, одетого по-городскому, монголоидные черты его лица (что свидетельствовало о том, что Ленин не «жид»), ясная и логическая речь, и в целом поразительная притягательная сила, приводили к тому, что большевизм после взятия власти оказался сосредоточен на фигуре вождя в представлении широких, только что приобщившихся к политике масс. Сама большевистская партия с 1903 г. , с момента возникновения, выглядела как сплоченное вокруг лидера движение, а после Октябрьской революции для большинства сторонников Советской власти марксизм оставался малопонятной идеологической системой, зато Ленин был олицетворением революции и всего того светлого будущего, которое будет ее результатом.

Можно вспомнить наиболее прославленных красных полководцев Гражданской войны. Чапаев, Буденный, Щорс, Котовский менее всего были похожи на партийных активистов. Это просто атаманы восставшего народа, уверовавшие в Ленина как в доброго царя. Как своим партбилетам они относились как к простой формальности. Именно такие красные комбриги, комдивы и командармы могли вести в бой русских людей в красноармейской шинели. Не случайно они стали героями народных песен.

Все несправедливости и преступления нового времени часто в народном сознании приписывались Троцкому и другим «ближним боярам», обманывающим вождя или неправильно выполняющим его волю. Обратим внимание на то, что все «неправильные» коммунисты (отличающиеся, в крестьянском представлении от большевиков) принадлежали к внутренней партии литераторов-интернационалистов.

Однако после того, как отгремели потрясения революционных лихолетий и было вчерне создано новое государственное устройство, Ленин умер. Как ни цинично это звучит, смерть вождя революции последовала вовремя, поскольку на место революционной героики должны были придти более прозаичная работа по укреплению государственности. Заниматься же этим довелось другому вождю.

Уже неоднократно упомянутый В.В.Шульгин, умный, наблюдательный и откровенный, нелегально посетив Советскую Россию после смерти Ленина на основании путевых впечатлений в своей книге «Три столицы. Путешествие в Красную Россию» пришел к такому выводу: «Власть есть такая же профессия, как и всякая другая. Если кучер запьет и не исполнит своих обязанностей, его прогоняют.

Так было и с нами: классом властителей. Мы слишком много пили и пели. Нас прогнали. Прогнали и взяли себе других властителей, на этот раз «из жидов». Их, конечно, скоро ликвидируют. Но не раньше, чем под жидами образуется дружина, прошедшая суровую школу. Эта должна уметь властвовать, иначе ее тоже «избацают».

Коммунизм же был эпизодом. Коммунизм («грабь награбленное» и все такое прочее) был тот рычаг, которым новые властители сбросили старых. Затем коммунизм сдали в музей (музей революции), а жизнь входит в старое русло при новых властителях. Вот и все...».[6]

Как же произойдет выход на сцену этой «дружины» (т.е. обновленной национальной элиты), которая будет уметь властвовать и которая ликвидирует властителей «из жидов»? В более ранней своей книге «1920 год» Шульгин писал: «Придет Некто, кто возьмет от них решимость - принимать на свою ответственность, принимать невероятные решения. Их жестокость - проведение однажды решенного. Он будет истинно красным по волевой силе и истинно белым по задачам, им преследуемым. Он будет большевик по энергии и националист по убеждениям».[7]

Итак, должен явиться Некто, готовый сокрушить господство интернационалистов по крови и духу над народами страны и кто вернет Россию на ее исконный путь. Этот Некто должен стать собирателем отпавших земель. Он должен учесть все те социальные изменения, что произошли в России после 1917 г. и творчески их использовать на укрепление мощи России. Продолжая логически развивать мысли Шульгина, нетрудно придти к мнению, что этот Некто мог выйти только из рядов победившей партии, поскольку все другие возможности исчезли после  поражения белых. Этот Некто не сумел бы придти к власти путем демократических выборов, учитывая характер установившегося в России политического режима, да и традиционное русское представление о существе власти.

А вот что не имело принципиального значения для этого Некто, призванного осуществить  рерусификацию России, так это его этническое происхождение Кто искренне любил Россию и доказывал это делом, мог считаться настоящим русским, независимо от чистоты кровей, цвета глаз или девичьей фамилии бабушки. В самом деле, трудно не считать русскими людьми литовца Довмонта, немку Екатерину Великую, грузина генерала Багратиона, шотландца Барклая де Толли. Так что этот Некто вполне мог быть инородцем, что только облегчало ему борьбу за власть, так как у правящей группы интернационалистов далеко не сразу появились бы подозрения в отношении его настоящей опоры и намерений. Итак, этот Некто должен был появиться. Им и стал Иосиф Джугашвили, вошедший в историю под псевдонимом Сталина.

В том, что именно Сталин одержал победу в борьбе за власть среди наследников Ленина, решающую роль сыграли не только его личные качества, но в первую очередь то, что Сталин опирался в своей борьбе именно на внутреннюю партию борьбы за социальную справедливость, ряды которой пополнили сотни тысяч человек, вступивших в партию в период Гражданской войны.

Разумеется, для всех борющихся между собой большевистских вождей на первом плане были чисто личные мотивы борьбы, но ведь за каждым из них шли толпы фанатиков, для которых именно чистота идеи была главным в поддержке своего кумира. Сталин сделал ставку на молодое пополнение партии, особенно на «ленинский призыв» и именно это обеспечило ему победу над старой ленинской гвардией, в которой он, происходивший из социальных низов (единственный из большевистских лидеров), подпольщик-комитетчик, плохо владевший теорией марксизма, скверный оратор, не владевший иностранными языками, всегда был чужаком. Зато старый подпольщик Коба был настоящим кумиром для громадной армии партийных и беспартийных «красных патриотов», тянувшихся к «единой и неделимой» России.

Сталин не был чужд подобным настроениям еще со времен революционной молодости. Так, в 1907 г., вернувшись с V-го Лондонского съезда партии, Сталин под псевдонимом Иванович, в большой статье в газете «Бакинский пролетариат» сделал любопытное суждение. Анализируя национальный состав делегации, он подчеркнул, что в то время как вреди 85 меньшевистских делегатов большинство принадлежали евреям, за которыми следовали грузины и затем русские, то подавляющее большинство из 92 делегатов-большевиков были русскими. Сталин привел шутливые слова большевика Алексинского, заметившего, что меньшевики -«еврейская фракция», а большевики - «истинно русская» и что не мешало бы большевикам «устроить в партии погром».

На Седьмой Апрельской конференции 1917 г. Сталин говорил: «Я могу признать за нацией право отделиться, но это еще не значит, что я обязан это сделать...Я лично высказался бы, например, против отделения Закавказья, принимая во внимание общее развитие в Закавказье и России, известные условия борьбы пролетариата и пр.».[8]

Будучи наркомом по делам национальностей в Советском правительстве, Сталин не проявлял никакого рвения в реализации лозунга о праве наций на самоопределение, хотя положение обязывало его повторять этот лозунг, но и в таких случаях наркомнац давал ему своеобразную трактовку. Так. уже в январе 1918 г. на III-ем Всероссийском съезде Советов Сталин указывал на необходимость «толкования принципа самоопределения как права на самоопределение не буржуазии, а трудовых масс данной нации. Принцип самоопределения должен быть средством для борьбы за социализм и должен быть подчинен принципам социализма».[9]

В своей статье «К военному положению на юге», опубликованной в разгар Гражданской войны, Сталин открыто писал о .национальном характере войны с белыми: «Победа Деникина-Колчака есть потеря самостоятельности России, превращение России в дойную корову англо-французских денежных мешков. В этом смысле правительство Деникина-Колчака есть самое антинародное, антинациональное правительство. В этом смысле Советское правительство есть единственно народное и единственно национальное в лучшем смысле этого слова правительство, ибо оно несет с собой не только освобождение трудящихся  от капитала, но и освобождение всей России из колонии в самостоятельную свободную страну».[10]

Говоря в этой же статье о противоположности контролируемых белыми регионов и красной внутренней России, Сталин отмечал, что она «во-первых, едина и спаяна, ибо девять десятых ее населения состоит из великороссов»,[11] и лишь на второе место поставил влияние петроградско-московского пролетариата. Подобное объяснение крепости красного тыла как-то не соответствует марксизму.

Борьбой за «единую и неделимую» Россию были продиктованы многие поступки Сталина, в первую очередь в Гражданскую войну .Стремление наркомнаца, а затем также и генсека к созданию на месте прежней Российской Империи унитарного советского государства, к чему сводился значительный сталинский проект «автономизации», предусматривающий поглощение союзных республик РСФСР, привел его к конфликту с Лениным. Ознакомившись с этим проектом, Ленин 26 сентября 1922 г. написал письмо к членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором подверг резкой критике идеи «автономизации», ведущей к умалению прав национальных республик, и настойчиво повторил выдвинутую ранее мысль создания СССР, «федерацию равноправных республик».

С позиций сегодняшнего дня приходится признать, что в этом споре прав был Сталин, поскольку его план был несравненно реалистичнее и жизнеспособнее, в отличии от полного утопической романтики  ленинского прожекта. Провозглашение республик СССР суверенными государствами с правом выхода из СССР породили массу проблем, осложнявших жизнь самого государства (в частности, рождение огромной паразитической массы национал-бюрократии в республиках, невозможность изменения границ республик и т.д.) и в конечном счете сделали возможным Беловежские соглашения 1991 г. Не случайно не только среди национал-патриотов, но и  в республиках СССР всякого рода «центристов», «хозяйственников» широкой популярностью пользуются идеи «губернизации» России, подразумевающие ликвидацию национальных автономий.

Как видим, у Сталина были данные для того, чтобы стать лидером второй, внутренней партии, а затем, опираясь на ее поддержку, устранить антинациональную правящую клику. Отказ от лозунга мировой революции на стремление построить социализм с одной стране (в сущности, старый славянофильский лозунг особого, собственного пути России), означал окончательную победу национального крыла в большевизме во главе со Сталиным. Бесспорно, что у Сталина с детства было гигантское самолюбие, комплекс Наполеона. Но несомненно также и то, что в одиночку человек даже семи пядей во лбу ничего не добьется. Джугашвили потому и стал Сталиным, что его личные интересы и амбиции совпали с национальными интересами страны.

Социализм как способ экономической модернизации.

Основная задача, стоявшая перед Россией в те годы была неизменна - задача выстоять. В ХХ-ом веке о военной мощи страны судят не по численности ее армии, а по промышленному и научному потенциалу. В 20-ые гг.. положение России в этом плане было далеко не блестяще. Хотя к 1914 г. Россия занимала 5-ое место среди промышленно развитых стран мира и имела невиданные темпы промышленного роста, однако ее промышленный уровень явно не соответствовал потенциальным возможностям.

Затем, после революции ситуация еще более ухудшилась. Напомним, что наиболее промышленно развитые регионы России - Польша и Финляндия, - отделились, временно отпали Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина и Бесарабия. Две войны - первая мировая и Гражданская, нанесли стране огромный ущерб. Как всегда, в войнах лучшие гибнут первыми, и поэтому  нет критерия, по которому мы могли бы оценить, что значит гибель 27 млн. Человек за 1914-1923 годы. Материальный ущерб также был колоссален - страна потеряла 40 % своего национального богатства.

Итак, надо было заниматься делом - форсированной индустриализацией, в противном случае Россия как государство было обречено на гибель. И решающую роль в индустриализации играл фактор времени. Общеизвестны слова Сталина, сказанные им в речи от 4 февраля 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Сталин сделал вывод, отталкиваясь от этого факта, что России надо было ускоренно пройти стадию промышленной модернизации, которую она не успела осуществить к 1914 г., от уровня которой она к тому же была отброшена на десятилетия назад войнами и революциями. И решающую роль в индустриализации должно было сыграть государство.

Роль государства была ведущей, как мы уже отмечали выше, и при Витте, и при Столыпине. Даже если предположить, что в Гражданской войне победили бы белые, то им бы все равно пришлось бы решать те же задачи, что и Сталину, и при этом весьма схожими методами. Наша страна пережила бы весьма длительный период диктатуры, наподобие режима Франко в Испании или Пиночета в Чили. «Белой» русской власти по-большевистски пришлось бы аннулировать долги царского правительства, без чего не могло быть и речи об экономической независимости России. Российская буржуазия, не способная осуществить индустриализацию и до революции, даже в случае сохранения своей собственности, в «белой» России все равно занимала бы подчиненное государству место в экономической жизни страны. Вероятно также, что режим белых оказался бы в международной изоляции и все «передовое общественное мнение» отвергло бы Россию за ее «реакционность» и «удушение прав и свобод русского народа». И без сомнения, наши ближайшие соседи попытались бы смять Россию: белую или красную.

Сталин и его партия имели то неоспоримое преимущество, что идея социализма, отрицающая частную собственность, давала возможность государству сконцентрировать в одном кулаке все людские и материальные ресурсы и позволяла бросать их на создание новых отраслей промышленности, заводов, шахт, стратегических дорог, не считаясь с заграницами. Уровень развития производительных сил к рубежу 20-30-х гг.. позволял достаточно эффективно планировать подъем наиболее важных для страны производств. В условиях, когда стране требуется создание новых предприятий, способных выпускать нужную государству продукцию, и не обязательно способных давать прибыль, вряд ли что-нибудь может быть эффективней плановой системы. С помощью плана выбирались из «великой депрессии» практически все западные страны. Экономическая централизация, которая вполне могла игнорировать и священную частную собственность, была осуществлена еще в годы первой мировой войны почти во всех воюющих странах и особенно широко в Германии, что во многом помогло ей выдержать четыре года войны в условиях морской блокады и ограниченности собственных ресурсов.

Вывод напрашивался сам собой: России жизненно необходимо было осуществить экономический взлет, опираясь на собственные силы при максимальном сроке. Реальной альтернативой индустриализации по-сталински не существовало. Другие лидеры могли привнести в экономическую модернизацию те или иные оттенки, меньшую или большую волю, жестокость и последовательность, но в целом индустриализация состоялась бы именно так, как она и состоялась.

Проводилась она под лозунгами победы социализма в одной отдельно взятой стране, но в сущности речь шла о преодолении отсталости страны экстраординарными методами национальным лидером, напоминавшим деятельность Петра Великого. О царе-реформаторе Сталин вспомнил, выступая 19 ноября 1928 г. на Пленуме ЦК ВКП(б): «Она, эта отсталость, чувствовалась как зло и раньше, в период дореволюционный, когда Петр Великий, имея дело с более развитыми странами на Западе, лихорадочно строил заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны, то это была своеобразная попытка выскочить за рамки отсталости».

Да, действительно многое роднит Сталина с Петром. И тот и другой делали великое дело хозяйственной модернизации, не считаясь ни с чем. И тот и другой подняли Россию на уровень одной из ведущих держав мира. И тот и другой отразили чужеземные вторжения. И тот и другой были антихристами для очень многих собственных подданных. И Петр и Сталин достигли феноменальных успехов за счет крестьянства. Напомним, что эпоха Петра - апофеоз крепостного права, а время Сталина - его фактическое возрождение. Когда крестьяне стали «крепки» к своим колхозам. Петр закрепостил все сословия, включая дворянство, заставив его служить, Сталин также подчинил и заставил служить собственное дворянство - партию.

Так что не будем обманываться на счет трескучих лозунгов и «измов» сталинского времени. Через 200 лет после Петра перед Россией встали похожие задачи. Решать из пришлось Сталину, с применением конечно, технических  решений ХХ-го века. Эти же задачи пришлось бы решать, лучше или хуже, любому другому национально мыслящему лидеру и партии в России. Идеи социализма сыграли такую же роль в мобилизации масс при Сталине, как ссылки на «правду воли монаршей» при Петре I. Многие противники Сталина по сию пору обвиняют его в  цинично-прагматичном отношении к марксизму-ленинизму, совершенно служебному отношению к официальной идеологии. В действительности обвинять Сталина в нарушении марксизма так же нелепо, как обвинять Петра I-го в откровенно утилитарном подходе к официальной церкви.

Помимо Петра Великого, очень многое роднило Сталина с другим знаменитым и противоречивым персонажем русской истории - Иваном Грозным, знаменитым не только террором по отношению к «изменникам-боярам», но и взятием Казани.

После этого вряд ли будет удивительным то, что именно романы и кинофильмы об этих правителях стали одними из выдающихся произведений культуры сталинской эпохи.

Как бы то ни было, сочетание искреннего энтузиазма масс с мощным репрессивным аппаратом НКВД привело к экономическому чуду. Период 1929-39 гг.. оказался временем феноменального экономического подъема, осуществленного в напряженной мировой обстановке, без всякого внешнего финансирования. Сталин, выступая с докладом об итогах выполнения первой пятилетки, не стал оглушать слушателей обилием цифр, как это любили делать последующие генсеки. Сталин просто констатировал факты: «У нас не было тракторной промышленности. У нас она теперь есть. У нас не было автомобильной промышленности. У нас она теперь есть. У нас не было станкостроения. Теперь оно у нас есть.»

Социализм же так и остался технических способом пропаганды и мобилизации масс. Он сохранял свою эффективность почти 40 лет после Сталина. 

Собирание земель, или русская реконкиста. 

Нигде, пожалуй, так ярко не проявилось чувство исторической преемственности Сталина, как в его внешней политике. И нигде Сталин не мог похвастаться такими успехами. А ведь действовать приходилось в сложнейших условиях. Напомним, что результатом политических потрясений времен революции было не только отпадение обширных территорий, но и крайняя уязвимость основных земель, оставшихся в составе СССР. Финская граница проходила в 32 км. от Ленинграда, польская - в 10 км. от Минска и немногим более 100 км. от Одессы. Более неприятного геополитического положения у нашей страны не было с XVII века. (Впрочем, в наши дни Российская Федерация отличается еще большей уязвимостью со всех сторон.)

В этих условиях Сталин проводит внешнюю политику, руководствуясь пословицей: «С волками жить - по-волчьи выть». Быть в таких условиях, в таком окружении идеалистом, пытающимся стать святее папы римского, значило быть политическим самоубийцей. Но Сталин был реалистом. В течение всего первого десятилетия пребывания у власти он ведет внешнюю политику, направленную на укрепление международного мира и безопасности. Сталин понимал, что пока не доведена до конца индустриализация и перевооружение армии, для страны губительная любая локальная война даже со своими ближайшими соседями типа Польши или Румынии, тем более, что такая война быстро перейдет в большую войну с ведущими западными странами. Поэтому можно считать борьбу за мир и коллективную безопасность совершенно искренней, честной его политикой.

Между тем тучи над Европой сгущаются, в Германии к власти приходит Гитлер. Всего за несколько лет, без единого выстрела, Гитлер переигрывает Первую Мировую войну, разорвав в клочья всю Версальскую систему послевоенных международных соглашений, а затем, не переводя духу, приступает к перекройке европейских территорий, далеко выходя за линии границ 1914 года. Западные демократии играют с Германией в поддавки, почти так, как недавно играл с Западом Горбачев, сдавая одну позицию за другой. Осенью 1938 г. английские и французские лидеры сдают Гитлеру Чехословакию, единственную страну Восточной Европы, где существовала демократическая парламентарная форма правления, и к тому же самую промышленно развитую страну региона. Запад умывает руки, а чехи без всякого сопротивления дают себя разделить Германии, Венгрии и Польше (год спустя и саму Польшу поделят!).

Закономерен вопрос: нужно ли было и дальше добиваться союза  с такими «демократиями», или переориентировать внешнеполитический курс, зная, что война с Гитлером неизбежна и что демократические страны, если они уцелеют, сами будут набиваться нам в друзья. То, что сделал Сталин 23 августа 1939 года, есть образец гениальности (не побоюсь этого слова!)  во внешней политике.

Подписание поздней ночью 23 августа 1939 г. советско-германского Договора о ненападении, который называют пактом Молотова-Риббентропа, разом изменило положение в Европе. Дело заключалось не в том, что Вторая Мировая война стала неизбежной (она все равно началась бы, причем именно в 1939 году), а в изменении условий вступления СССР и Германии в войну. Западные демократии, делая постоянные уступки (причем исключительно за чужой счет, сдавая Гитлеру австрийцев, чехов, поляков), рассчитывая натравить Германию на нашу страну, вдруг поняли. что договориться можно и за их счет тоже и что теперь воевать с немцами придется им одним, были просто в ярости. Не случайно именно пакт Молотова-Риббентропа ставится Сталину  в вину как его величайшее преступление, которое затмевает его прочие грехи. Запад оказался в положении карточного шулера, рассчитывавшего обчистить своего партнера - Россию и вдруг увидевшего, что Сталин еще более ловкий игрок, у которого к тому же сильные козыри.

Для Сталина советско-германский пакт мог служить своеобразным реваншем за другой советско-германский договор - Брестский мир. Тогда, в 1918 г., по пакту Ленина-Гинденбурга Россия пережила величайшее унижение. От нее отторгли Прибалтику (где немцы создали марионеточные «государства», отмечающие день присоединения к Германии как день независимости), Белоруссию, Украину, Крым, Бессарабию (захваченную недавним союзником по Антанте -  Румынией), Закавказье.

21 год спустя старые враги вновь заключали договор, но Россия выступала уже в новой весовой категории, способная отстаивать собственные интересы, в том числе и окончательную ликвидацию последствий пакта Ленин-Гинденбург. Гитлер, которому не терпелось развязать себе руки на Востоке, чтобы ударить на Западе, был готов пойти на уступки СССР, в частности, не препятствовать нам в расширении своих пределов. Видимо, именно об этом говорилось в столь «прославленных» в наши дни комиссией А.Н.Яковлева секретных приложениях к договору. Хотя подлинность этих «протоколов», тексты которых печатали во многих изданиях, весьма подозрительна, их существование было несомненно. Сталин и Гитлер были слишком опытными политиками, чтобы предварительно не оговаривать детали совместных действий, равно как и не стали бы слишком доверять изложение этих деталей бумаге.

Как бы то ни было, 1 сентября Германия нападает на Польшу, 3 сентября войну Германии объявляют (но не ведут!) Англия и Франция, а на 17-ый день польской кампании судьба Польши предрешена. 17 сентября Красная Армия переходит западную границу и, почти не встречая сопротивления деморализованной польской армии, потеряв 1 тыс. 138 чел. убитыми и 2 тыс. 383 ранеными, занимает  территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, площадью свыше 200 тыс. кв. км. с населением в 13 млн. человек. Произошло воссоединение в рамках единого восточно-славянского государства белорусского и украинского народов. Особенное значение имело присоединение Галиции, оторванной от Руси 600(!) лет назад. Забегая вперёд, напомним, что вскоре, в 1940 году была присоединена украинская Буковина, а в 1945 - Закарпатье. Сталин может считаться завершителем собирания русских земель вокруг Москвы, начатого ещё Иваном Калитой.

Присоединение исторической Галицкой Руси, не входившей в состав Московского Царства и Российской Империи, было одной из главных целей России в Первой Мировой войне. Четверть века спустя Сталин это сделал почти без выстрела.

Вскоре СССР обезопасил свои северо-западные рубежи. Правда, здесь не все получалось гладко. Началась советско-финская зимняя война 1939-1940 гг.. Ко всеобщему удивлению, финны оказались достойными противниками. Особых лавров советскому командованию война не принесла, продемонстрировав всему миру и самому Сталину многие слабые места в боевой подготовке и управлении войсками, но показала также и невиданную стойкость и упорство русского солдата. В конечном счете цели войны были достигнуты - Выборг и Кексгольм (Приозерск) стали нашими, восстановлена историческая граница времен Петра Великого.

Летом 1940 года Сталин возвратил другую часть населения Петра-Прибалтику. Три республики со стагнирующей экономикой (по промышленному уровню так и не достигшие рубежей 1913 г.), с медленно, но верно вымирающим населением (для Эстонии и Латвии в 30-ые годы была характерна высокая смертность, превышающая рождаемость: литовцы массовым образом эмигрировали, в основном в Латинскую Америку), управлялись военно-полицейскими диктатурами. После закрытия выхода в Балтийское море в связи с началом войны осенью 1939 г., а затем после массового отъезда на историческую родину почти всех остзейских немцев, из которых и состояла в основном вся местная финансовая верхушка, техническая интеллигенция и рабочий класс (коренные прибалты были в большей части своей крестьянами-хуторянами и чиновниками), положение республик стало безвыходным. Вопрос заключается лишь в том, кто их заберет - русские или немцы. Их забрал Сталин.

Тогда же, летом 1940 г. , вернулась в состав страны Бессарабия, оккупированная в начале 1918 г. союзной Румынией и уже в силу этого удерживаемая ею незаконно.

Как видим, с сентября 1939 г. по август 1940 г. Сталин не только покончил с последствиями Брестского мира, но еще больше расширил пределы страны.

Но стоило ли это договора с дьяволом? Может быть, прав Черчилль, считая нападение Германии на Советский Союз карой Немезиды, Божьим возмездием? Что же, если разобраться, то пакт Молотова-Риббентропа дал нам следующее:

n   два года мирной передышки, что очень немаловажно для перестройки народного хозяйства на военный лад;

n   избавил нас от фронта на Дальнем Востоке против Японии. Напомним, что на момент подписания пакта приходится пик боев на Халхин-Голе. Как раз к 24 августа Г.К.Жуков завершил окружение японских войск западнее реки Халхин-Гол и начал добивать их. Известия о договоре Германии с СССР стали холодным душем для токийских политиков, что привело к смене внешнеполитического курса Японии в сторону южных морей, а не сибирских просторов;

n   западным демократическим странам не удалось отсидеться за линией Мажино, а пришлось воевать с Германией и Японией, поэтому намек Черчилля на месть Немезиды явно не по адресу;

n   удалось предотвратить единый антисоветский фронт фашистских диктаторов и западных демократий, а это была не гипотетическая ситуация, если уже после пакта, в период советско-финской войны, англичане и французы всерьез готовили военную помощь Финляндии, предусматривая высадку своих войск в Норвегии и бомбардировку в Баку;

n   все территориальные приобретения, о которых уже говорилось выше.

В пассив же пакту можно вписать потерю бдительности в отношениях с Гитлером. Главная ошибка Сталина в тот момент заключалась лишь в переоценке военной мощи и способности сражаться западных демократических стран. Вероятно, Сталин рассчитывал сделать за счет демократий то, что сами демократии рассчитывали сделать за счет России, т.е. обескровить обе дерущиеся стороны, а затем самому во всеоружии появиться в нужный момент. Когда 10 мая 1940 г. Германия обрушилась на Западный фронт, Сталин ожидал, что там начнутся кровопролитные бои, наподобие Марны, Соммы или Вердена времен Первой Мировой. Тогда мы выступаем на стороне англичан и французов, как и 1914 г., и будем иметь перед собой лишь половину германских сил. Но кто же мог предвидеть, что 5 млн. французских, 1 млн. британских и 1 млн. голландских и бельгийских солдат, да еще при поддержке британского флота, будут смяты за 45 дней, почти без сопротивления? Как теперь известно, не ожидали этого и сами германские генералы,  которые не могли  понять, что случилось со славными «пуалю» и «томми», так хорошо зарекомендовавшими себя в прежней войне.

Итак, результатом побед немцев на Западе летом 1940 г. стало невероятное усиление военной и экономической мощи Германии при исчезновении Западного Фронта вместо взаимного истощения англо-французов и гитлеровцев. Вот от этого неприятного факта и надо исходить, упоминая о негативных последствиях пакта Молотова-Риббентропа для нашей страны.22 июня  1941 г. мы встретили немецких фашистов и их сателлитов один на один и сражались в одиночку, до открытия второго (и по значению тоже) фронта.

Но не будь этого пакта, мы также в одиночку сражались бы с Гитлером, только на два года раньше. Что касается аморальности договора с агрессором, то легко быть принципиальным десятилетия спустя. Когда Запад и современные нам «демократы» начинают в очередной раз возмущаться пактом Молотова-Риббентропа, то это напоминает иллюстрацию к известной истине, что вор громче всех кричит: «Держи вора!». 

Великая отечественная война и русификация большевизма.

Вторая половина 30-х гг.. была ознаменована не только обострением международной обстановки в связи с приближающейся мировой войной, но и интересными идейно-политическими изменениями в СССР. Ликвидация ленинской «Старой гвардии» в ходе чисток, чем ни руководствовался в ходе их проведения Сталин, привели на высвобождающиеся должности новое поколение руководителей страны. Это были совсем молодые по возрасту люди, ставшие в 30 с небольшим лет наркомами (А.Н.Косыгин, Д.Ф.Устинов, Н.А.Вознесенский и др.) или первыми секретарями обкомов, «красными губернаторами» (Л.И.Брежнев и др.).

Среди них преобладали русские, в меньшей степени представители других коренных национальностей и почти не было евреев, почти все были  рабочего или крестьянского происхождения (не случайно современный французский историк М.Ферро, описывая обновление правящей советской элиты в 30-ые гг.., говорил о «плебеизации» власти).[12] В принципе, если не брать в расчет именно пролетарское происхождение, второе поколение советских руководителей можно считать классическими представителями служилого сословия. Сама партия с 30-х гг.. и до потери власти в 1991 г. превратилась в своеобразное сочетание дворянства и духовенства новой эпохи, став правящим классом советского общества. Но это был не тот «новый класс», о котором писал М.Джилас, а достаточно традиционный для России слой «государевых людей».

Выдвижение нового поколения руководителей было не только результатом окончательной победы Сталина, отказа от идеи мировой революции с заменой ее идеей построения социализма в одной стране и серьезным поражением внутренней партии интернационалистов-троцкистов. Можно сказать, что и все эти кадровые изменения стали возможны в результате все усиливавшегося со времен Гражданской войны преобладания в ВКП(б) внутренней партии, которую в новых условиях можно считать национально-государственной партией. Вторая половина 30-х гг.. стала временем победы государственников и лично Сталина.

Победа новых сил означала и определенное изменение государственной идеологии, что привело к активизации пропаганды патриотизма, правда, с прилагательным «советский». В январе 1936 г. были опубликованы сделанные еще в августе 1934 г. «Замечания т.т. Сталина, Кирова и Жданова по поводу конспекта учебника по Истории СССР», фактически реабилитировавшие само понятие русской истории, которое «историки» школы М.Н.Покровского называли «контрреволюционным понятием». В вышедшем в 1937 г. «Кратком курсе истории ВКП(б)» СССР рассматривался как достойный преемник Российской Империи, расширение которой было благом для ее народов. В том же году торжественно отмечалось 125-ая годовщина Бородинского сражения (хотя всего лишь в 1932 г. была уничтожена могила П.И.Багратиона). И с особенно значительным размахом отмечалось 100-летие смерти А.С.Пушкина. Это означало полное официальное признание преемственности русской культуры, которую признал полностью своей и советский послереволюционный режим. Означало это также и окончательный отказ от «сбрасывания Пушкина с парохода современности» и отречение от «проклятого прошлого».

В 1937-40 гг. на кириллицу были переведены алфавиты почти всех нерусских народов СССР (кроме армян и грузин). А ведь еще недавно «левые» пытались (из соображения интернационализма, конечно) ввести латинский алфавит и в русский язык. В ноябре 1929 г. с целью латинизации русского алфавита была создана специальная комиссия под председательством Н.Ф.Яковлева, которой полную поддержку оказывал нарком А.В.Луначарский!

В предвоенные годы на экраны страны вышли такие фильмы, как «Александр Невский», «Петр Первый», «Суворов», «Минин и Пожарский».

Наконец, покончено было с «левацкими перегибами» в области семейно-брачных отношений и общественной морали. Были запрещены аборты, усложнен развод, введены пособия матерям. запрещена порнография и т.д. Пуританские нравы и добродетели стали обязательны для строителей социализма.

Патриотические чувства советских людей любого этнического и социального происхождения вдохновляли также достижения отечественной науки и техники. Спасение челюскинцев. перелеты Чкалова, полярные подвиги папанинцев - все это действительно порождало законный советский патриотизм, гордость не только своим великим прошлым, но и не менее великим настоящим.

Подъем советско-русского патриотизма стал важнейшим фактором консолидации русского общества, включая и те социальные слои, у которых были причины для недовольства властью.

Великая Отечественная война стала торжеством советского патриотизма. Уже в первые дни войны окончательно под гусеницами немецких танков погибла идея мировой революции. Но зато  свою крепость показал советский патриотизм. «Русификация» официальной идеологии сделала не меньше (если не большее!) для обороны страны, чем вся предвоенная индустриализация. Дух единения народа и правительства не подорвали и тяжелейшие поражения начала войны. То, что эта война была Великой Отечественной и то, что Верховный Главнокомандующий 7 ноября 1941 г., в годовщину Революции, в своей речи перед войсками и народом не упомянул имен Маркса и Энгельса и не упоминал о теории марксизма, зато обратился к национальной гордости великороссов, способствовало этому. «И эти люди... - сказал Сталин о нацистах, - имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова». Обращаясь к армии с трибуны Мавзолея, лидер коммунистической партии говорил: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая.  Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит нас победоносное знамя великого Ленина!»

Показателем преемственности СССР по отношению к прежней исторической России стали и такие символические меры, как появление гвардейских частей, восстановление в армии погон и ордена Славы на георгиевской ленте, открытие суворовских и нахимовских училищ по образцу дореволюционных кадетских корпусов и т.п. Государство пошло на примирение с |Русской православной Церковью, закрыв антирелигиозные газеты, распустив «Союз воинствующих безбожников». Сталин встретился в сентябре 1943 г. с высшими церковными иерархами фактически согласился с их пожеланиями, выпустив находящихся в заключении священников, разрешив избрать патриарха на вакантную с 1925 г. должность, и разрешив церкви приобретать здания, открывать храмы и религиозные учебные заведения. Впрочем, еще почти годом раньше, в партийной газете «Правда» была помещена поздравительная телеграмма местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (будущего патриарха), в которой к Сталину обращались в «старорежимных» выражениях как к царю: «Я приветствую в Вашем лице богоизбранного вождя...»,[13] а вооруженные силы страны, ведомые атеистами-политруками названы «христолюбивым воинством». Тысячелетний политический опыт не подвел служителей Церкви - начиналась полоса сотрудничества боговой и кесаревой властей, продолжавшаяся до хрущевских гонений начала 60-х гг..

И наконец, как уже говорилось выше, особенно ярко проявилось чувство исторической преемственности Сталина во внешней политике. Вот какая беседа произошла между Сталиным и Черчиллем на Тегеранской конференции, когда Сталин выдвинул условием мира с Финляндией границу 1940 г., установленную после зимней войны, по мемуарам самого Черчилля: «Я добавил, что «у меня в ушах все еще звучит знаменитый лозунг: «Никаких аннексий и контрибуций». Может быть, маршалу Сталину не понравится, что говорю это».

Сталин с широкой улыбкой ответил: «Я же сказал Вам, что становлюсь консерватором».[14]

Вероятно, оба собеседника недооценили всей той глубокой истины, которая содержалась в этом шуточном ответе.

На встречах «большой тройки» советские дипломаты оказались вровень с победоносной армией, одержав достойные дипломатические победы, закрепив за Россией (так Сталин все чаще называл СССР в дипломатической переписке) территориальные изменения 1939-45 гг.. Заметим, что окончательное собирание русских (восточнославянских) земель, присоединение части бывшей Восточной Пруссии с Кенигсбергом превзошли самые смелые проекты русских правых, напр., националистов или правых кадетов перед Первой мировой войной. После августовской советско-японской 1945 г. войны и капитуляции Японии Сталин в обращении к народу 2 сентября 1945 г. сказал: «...Поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня.»[15]  Объявив о реванше за поражение 1905 г., Сталин не стал вспоминать об отношении собственной партии к той войне в те годы. Возвращение России Южного Сахалина, Курил и Порт-Артура обозначало силу новой России, способной сделать то, что оказалось не по плечу России дореволюционной.

Своего рода гимном русскому патриотизму стали слова И.В.Сталина, произнесенные им на торжественном приеме в Кремле 24 июня 1945 года перед командующими войсками Советской армии в недавней войне: «Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42гг.., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!»

Эти слова часто цитируются на патриотических митингах и в патриотической прессе, особенно в годовщину Победы. Писатель Олег Волков, многие годы проведший на Соловках и иных «островах» Гулага, тем не менее говорил, что готов простить Сталину все за эти слова. В период 1945-53 гг.. русско-советский патриотизм окончательно стал государственной идеологией, отведя марксизму-ленинизму чисто вспомогательную роль. Более того, само по себе появление ленинизма именно в России и осуществление в ней первой в мире социалистической революции стало для официальной идеологии предметом первейшей патриотической гордости. В официальной пропаганде проходила широкая популяризация великих деятелей истории и культуры прошлого (хотя не обошлось без перехлестов: «Россия - Родина слонов»). Разумеется, выявление героев прошлого было избирательно. Многие цари, политики, полководцы, поэты и даже революционеры из небольшевистских партий, если и упоминались, то исключительно с негативными прилагательными. Русской идеалистической философии рубежа XIX-XX вв.., творчества крестьянских поэтов 20-х гг..., авангардистского искусства того же времени, не говоря уже о многих виднейших деятелях большевистской партии, выступавших против Сталина, как бы не существовало. Но ведь подобное переписывание прошлого, имевшее место и при Иване Грозном и при Павле I-ом, также является одной из  русских исторических традиций.

Впрочем, поскольку сама законность власти и руководство страной Сталиным основывались на героическом предании о революции и преемственности от Ленина, то отказа от марксизма-ленинизма, пусть даже и сведенного к Священному писанию, при правлении КПСС просто не могло бы быть. «Русификация» большевизма не могла стать полной и внутри КПСС, наряду с массой заурядных карьеристов и конформистов, вплоть до конца 90-х гг.. ХХ века продолжалась с переменным успехом борьба национал-большевистского и интернационально- марксистского течений. После смерти Сталина борьба этих течений стала определять всю внутреннюю жизнь страны.

[1] Ленин В.И. ПСС. Т. 24. С. 120.

[2] Ленин В.И. ПСС. Т.34. С. 385.

[3] Бегунов Ю.К. Тайные силы в истории России. 2-е изд. СПб., 1995.; Берберова Н. Люди и ложи. М., 1997.; Кожинов В. Загадочные страницы истории  ХХ  века. М., 1995.; Платонов А.О. Терновый венец России. Тайная история масонства 1731 - 1996. М., 1996.; Старцев В.И. 27 февраля 1917 г. М., 1984.; Яковлев Н.Н. 1 августа 1914. М., 1993.

[4] Шульгин В.В. 1920 год

[5] кавтарадзе А.Г. Военные специалиста на службе Республики Советов. М., 1988.

[6] Шульгин В.В. Три столицы.

[7] Шульгин В.В. 1920 год.

[8] Такер Р. Сталин. Путь к власти. 18790 1929. История и личность. М., 1991. С. 159.

[9] Сталин И.В. ПСС. Т.4. С. 31-32.

[10] Сталин И.В. ПСС. Т.4. С. 284-285.

[11] Там же. С. 287.

[12] Ferro M. Les origines de la Perestroika. Paris. 1990. P. 60.

[13] Правда. 9 ноября 1942 г.

[14] Черчилль У. Вторая мировая война. Кн. 3. Т.5.  М. 1991. С. 228.

[15] Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. С. 205.

Вернуться в Линдекс