18 декабря президент России Владимир Путин в очередной раз отвечал на вопросы граждан в рамках ежегодной акции «Прямая линия». В интервью журналистам своими впечатлениями от увиденного поделился заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников:

 — Общее впечатление от прямой линии такое:
ощущение искусственности. Снова все было постановочным: любому человеку ясно, что вопросы были расписаны заранее — ведь просто не может так быть, чтобы в одной области вдруг интересовались союзом с Белоруссией, в другой — мнением по Ираку, в третьей — отношением к грузинской проблеме и так далее по разнарядке.

Главное событие этой прямой линии — Путин впервые лично начал собственную рекламную кампанию. И дело, естественно, не в формальном заявлении о намерении баллотироваться. Теперь Путин не стесняется рекламировать какие-то свои «заслуги» лично, что говорит о появившейся неуверенности в себе. Чего только стоят заходы «когда я начинал работать президентом, было так то, а сейчас вот так». Раньше он использовал более скромные формулировки, говоря о ситуации в стране, а не о своей роли.

В целом президент напоминал телевизионного «экстрасенса» начала 90-х годов, который в прямом и переносном смысле «заговаривает» все проблемы и «наговаривает» на оппонентов. Только проблемы от этого не исчезают. В стране ухудшается экономическое положение, люди мерзнут, получают мизерную зарплату, по всей стране, включая центр Москвы, гремят террористические взрывы, — а послушаешь Путина, — и все вроде бы нормально, Россия на правильном пути.

Если говорить об упреках президента в адрес КПРФ относительно позиции по нефтяным сверхдоходам, то, видимо, президент либо не понимает сути того вопроса, который ставился на голосование в Думе, либо ему плохо докладывают. Дело в том, что вопрос о ренте, к нашему сожалению, в Думе никогда не обсуждался, — и тем более не предлагался Правительством. Рента и налогообложение нефтяной сферы — разные вещи. Поправка, против которой мы выступили, на самом деле не имеет никакого отношения к изъятию сверхприбылей. На заседании Думы речь шла о налоге на добычу полезных ископаемых с каждой тонны добытой нефти, увеличение которого неминуемо приводит к росту внутренних цен, а издержки ложатся на плечи потребителей.

Что же касается его оценки новой Думы, то при всех его оговорках о ее многопартийном представительстве — очевидно, что все решать будет «Единая Россия». Поэтому фактически Путин поощряет принятие законов без дискуссии представителей разных слоев общества. А «трусливый поступок», которым он называет возможность бойкота выборов президента со стороны КПРФ, — это несерьезная и поверхностная оценка ситуации. Это непонимание, что без пересмотра отношения власти к проведению выборов и подведению их итогов, — такие мысли логичны и имеют право на существование. Хорошо, правда, что президент не назвал нас каким-нибудь неприличным словом из тех, что он периодически считает уместным использовать, отвечая на вопросы граждан и журналистов.

Последний запоминающийся факт: Путин «отрицательно» относится к возможности третьего срока, потому что «против нарушения Конституции». Так вот это удобно заявлять до тех пор, пока Конституция не изменена, а то, что подобострастные центристы захотят ее изменить ближе к 2007 году — сомнений нет.

19 декабря 2003 г.