Многие россияне из числа верующих, а также просто людей, с уважением относящихся к религии, опасаются, что лево-патриотическая оппозиция, если она придет к власти, вернется к религиозной политике первых лет Советской власти, когда религия подвергалась жесточайшему давлению со стороны государства. А иные средства массовой информации, особенно телевидение, подогревают эти настроения. Именно перед выборами демонстрируют «документальные фильмы» о деятельности «воинствующих безбожников» 20-х годов, печатая «разоблачительные» статьи и т.д. Налицо явная подмена – ведь речь должна идти о современной лево-патриотической оппозиции и современных коммунистах, а нам говорят о коммунистах начала прошлого века. Это все равно, что судить о Маргарет Тэтчер по деяниям Оливера Кромвеля... Итак, хорошо бы разобраться с этим вопросом спокойно, без эмоций и подтасовок.

Начнем с того, что в оппозиционную коалицию, наряду с коммунистами, входят множество организаций некоммунистической, патриотической ориентации, в том числе есть и религиозные. В 2000 году в состав координационного совета НПСР был введен Константин Душенов – известный православный публицист, глава «Союза Православных братств», бывший пресс-секретарь ныне покойного митрополита Иоанна (Снычева). На прошлых выборах 1999 года в союзе с патриотами шел Гейдар Джемаль – известный мусульманский философ-традиционалист, глава «Исламского комитета России».

Да и что касается самих нынешних коммунистов, это обвинение совершенно беспочвенно и глупо. Давайте судить о позиции коммунистов по их собственным словам и делам, а не по рассказам их политических противников с ТВ. Для этого следует заглянуть в Программу КПРФ (ее полный текст можно найти в Интернете по адресу www.kprf.ru). Там черным по белому написано, что Коммунистическая Партия Российской Федерации, будучи партией патриотизма, выступает за сотрудничество со всеми общественными, и в том числе, конфессиональными организациями в деле укрепления могущества и влияния России. Более того, в случае победы будет добиваться всеми доступными ей политическими, законными методами не только «защиты исторических и духовных ценностей русского и других народов России», но и «уважения к православию и другим традиционным религиям народов России» (параграф 3 «Программа-минимум»). То есть нынешние коммунисты не удовлетворяются одним признанием значения религии как части нашей культуры, они особо оговариваются о своем положительном отношение к религиям народов России и прежде всего – к русскому Православию. В том государстве и обществе, которые будет отстраивать КПРФ и ее союзники в случае их победы, не только не предусматриваются какие-либо антирелигиозные гонения, но и традиционным российским конфессиям – Православию, Исламу и Буддизму отводится приоритетная роль. И это не просто слова, в теоретической части программы (параграф 2 «Уроки российской истории и пути спасения Отечества») производится переосмысление социалистического идеала в русле «русской идеи», из чего, вытекает союз коммунистов с Православием и религией вообще на основе общих, патриотических ценностей. Так в Программе об этом сказано опять же ясно и четко: «Соборность, народность и духовность явились важной предпосылкой восприятия массами идеи социализма» и далее: «Можно смело утверждать, что в своей сущности «русская идея» есть идея глубоко социалистическая». И нынешний Устав КПРФ не запрещает верующим быть в компартии.

Итак, коммунисты в своих программных документах и в публичных выступлениях заявляют, что времена агрессивного отношения Компартии к Церкви и к религии прошли, что обновленная Компартия стала партией русского и евразийского патриотизма и не мыслит своей деятельности без союза с традиционными, культурообразующими религиями России. Порукой этому и вхождение в коалицию с коммунистами патриотических и даже религиозно ориентированных организаций, почему коалиция и называется не «левая» и «красная», а объединенная, лево-патриотическая.