З.Стениловская, Москва

НАРОД ВЫБРАЛ ПЕПСИ

о роли народной патриотической интеллигенции

22 декабря под занавес уходящего 1999 года в Москве в Доме культуры МИИТа состоялась встреча редакции журнала «Молодая гвардия» со своими читателями-почитателями.

Билеты на вечер в основном были розданы «бабуринцам-илюхинцам». На встречу пришла «молодёжь», средний возраст которой не меньше 40 лет. а пришло всего не более 200 человек. Не пришли ни Бабурин, ни Илюхин. Всё это, к сожалению, находится в прямой связи с результатами последнего голосования: народ выбрал Лужкова, Единство, пепси.

Но почему? Кто в этом виноват? Наш ли родной любимый доверчивый Русский народ в этом виноват? Нет. Вина у народа одна - доверчивость. Верим ТВ, импортным продуктам питания, которые зомбируют сильнее, чем все РTP, HTB и гусинские-березовские вместе взятые. Но больше всего виновата наша оппозиция, наша патриотическая творческая интеллигенция и пресса, патриотическая элита, которая либо предаётся, либо продаётся, либо умирает.

    Русская интеллигенция вышла из русского народа, поскольку больше ей было выйти неоткуда. Но теперь у неё другие проблемы: «Вышли мы все из народа, как нам вернуться в него». Роль интеллигенции в исторических катаклизмах, случившихся с Россией в последнее столетие, очень велика. В начале века интеллигенция не стала спасать «веру, царя и Отечество» (хотя только защита этой триады и могла спасти так любимый ею русский на род), а стала обличать пьяниц-попов, мироедов-помещиков и защищать самых несчастных и обижаемых русским народом евреев. В результате Россию потеряли. Но творческая интеллигенция и тут не растерялась. Она отлично вписалась в атеистическую идеологию коммунистов и продолжала царствовать над умами народа. Алексей Толстой писал прозябающему в эмиграции Ивану Бунину, призывая его вернуться в Россию: «С большевиками вполне можно ладить: я им трилогию "Хождение по мукам" - они мне три автомобиля».

Шагая в ногу с КПСС, писатели уверенно вели народ в светлое будущее, заслужив звание «инженеров человеческих душ». В начале перестройки популярность наших режиссёров, артистов, писателей и поэтов ещё более возросла. На «инженеров» народ смотрел с надеждой и верой, ждал от них спасения. Так казалось и самим «инженерам». Популярность и тиражи патриотических изданий росли, творческие вечера журналов «Наш современник», «Москва» или «Молодая гвардия» собирали тысячные аудитории не только в Москве и северной столице, но и в глухой Сибири. Но время шло, положение народа ухудшалось, а когда партия неожиданно рухнула, оказалось, что у духовных «инженеров» за душой осталось мало чего, а куда идти и вести стало сразу непонятно, и начались мучительные поиски вдруг потерянной русской идеи и идеологии.

   А «загадочный» русский народ, оказавшись без руля и без ветрил, почему-то не кинулся «делать жизнь» с замечательных литературных героев, а пошёл туда, где ему пообещали хлеба и зрелищ. А редакторам толстых журналов осталось обижаться на недоросший до их уровня народ и, разъезжая в «тойотах» и «волгах», клянчить милостыню у толстосумов на издание своих журналов.

Пути народа и передовой интеллигенции разошлись.

НО тучные народные стада, несущие золотые яйца, не могли остаться без пастухов. Не стоит поэтому удивляться, что прикормленные за счёт остальной России москвичи горой голосуют за мироеда Лужкова, надёжные сибиряки избирают своими вождями предателя Лебедя и его братана, а Кавказ и Крайний Север дружно голосуют за березовских и абрамовичей.

Патриотические же газеты и журналы, особенно перед очередным голосованием, удивляют упорно повторяющимися заклинания: «Решающий выбор!», «Народ просыпается!», «Пора начать думать» , «Вместе мы победим'», «Наше время пришло» и т.д. И очередные выборы в очередной раз подтверждают их наивность.

В такой далеко не юбилейной атмосфере проходил и последний вечер «Молодой гвардии». Это был реквием, да - реквием. Почтили минутой молчания безвременно ушедших сотрудников журнала Анатолия Иванова, бывшего главного редактора журнала; Александра Кротова, тоже редактора журнала;

Феликса Чуева - поэта. А в конце встречи я про себя добавила, что минутой молчания мы почтили и сам журнал «Молодая гвардия». Хорошо, если я ошиблась.

Ощущение смерти журнала создалось при выступлении нового главного редактора Евгения Юшина. Вероятно, он неплохой человек и хороший поэт, но до знаменитых редакторов журнала прошлых лет (особенно в 60 - 80-е годы) ему дотянуть будет трудно, пока он, скорее, мальчик для битья.

Чёрным вороном выглядел Валерий Хатюшин - и в прямом, и в переносном смыслах. Вместо положенных 10 минут говорил 36, что отметил следующий выступающий, которому не хотели давать слово (хорошее было у него выступление). Хатюшин как всегда: «бей, спасай», а закончил выступление почти буквально: «Подайте, кто сколько может на журнал «Молодая гвардия»!

Выступил поэт Валентин Сорокин, прочёл стихотворение, написанное лет 20 назад, но отражающее сегодняшнюю ситуацию, Арцибашев, Кузьмин - выступления скорее оптимистичные.

На общее настроение вечера влияли, конечно, результаты только что закончившихся выборов. Да, выборы патриоты проиграли, да, избиратели выбрали пепси. Но загадка Русского Народа в том и заключается, что, казалось бы, исчерпаны все силы и неоткуда браться воинам, но появляются и Святитель Гермоген, и Минин, и Пожарский, и Сергий Радонежский, и Дмитрии Донской, и Илия с Ливанских гор, и Георгий Жуков, и Иосиф Сталин...

 

«Память»№1 (104), 2000 г.

 

Вернуться в Линдекс