Как это делается
Имя Альфреда Гугенберга мало известно русским читателям. А между тем, с 1916 года и до самого заката Третьего Рейха он был тем самым человеком, который в определяющей степени влиял на общественное сознание Германии. Почти 30 лет его концерн - информационная империя - находил, создавал, поставлял, интерпретировал факты жизни реальной и превращал их в факты умственной жизни всей нации. В 1928 г. наш "Журналист" писал о нем: "Самый мощный газетный концерн в Германии - Гугенберга... Все остальные газетные объединения Германии... кажутся по сравнению с гугенберговским концерном жалкими пигмеями. Недаром Гугенберга называют "некоронованным королем германской печати".
Переоценить роль этого "короля" в формировании немецкого духа - а значит, немецкой истории - и впрямь невозможно. Моральная реабилитация немцев после военного поражения и Версальского договора, консолидация нации и новый подъем ее самосознания, нравственный разрыв с постыдной экзистенцией Веймарской республики и ее конечное поражение, новый взлет Германии и ее ошеломляющие успехи во всех сферах жизни в 1932-1939 гг. - это в огромной степени заслуга Гугенберга, чей концерн идеологически, духовно подготовил все эти перемены. (О том, что Гитлер, ставший к тому времени бесконтрольным неуправляемым диктатором, умудрился вскоре похерить все эти блестящие результаты, мне уже приходилось писать ранее.)
Разумеется, Гугенберг и его дело были ненавистны немецким "демократам" и "красным", чего они и не скрывали, но масштаб и значение его роли признавали даже враги. (Так, лидер левого крыла Партии центра, Штегервальд, считал, со своих позиций, наиболее опасным именно гугенберговский концерн, "который монополизирует и отравляет общественное мнение страны в антиреспубликанском духе".)
Что же это за феномен: "концерн Гугенберга"? Откуда он взялся? И кто такой сам Гугенберг, никогда не лезший в кресло правителя страны, в лидеры нации, несмотря на все к тому блистательные возможности?
Наиболее подробно (хотя, по понятным причинам, наиболее пристрастно) рассказано об этом в книге Израиля Яковлевича Биска "Пресса Веймарской Германии" (Иванове, 1995). Сошлемся на нее.
"Главным побудительным стимулом деятельности Альфреда Гугенберга являлся, - пишет Биск, - звериный национализм, и неслучайно значительная часть его жизни была связана с антипольской политикой Пруссии... В течение ряда лет он выполнял задания Колонизационной комиссии, ведал антипольскими делами в прусском министерстве финансов. Покинув государственную службу, Гугенберг переехал на промышленный Запад и стал здесь директором одного из франкфуртских банков, а с 1909 г. в течение 10 лет возглавлял правление концерна Крупна в Эссене. Враг демократии и сторонник идей фюреризма, ярый милитарист и антикоммунист, лидер пангерманцев и способный организатор, скрытный и недоверчивый, хитрый и упорный" Гугенберг оказался подходящей кандидатурой "для монополистов Рура, когда они решили создать пропагандистский концерн и подыскивали для него руководителя. С 1 января 1919 г. Гугенберг был откомандирован из директората концерна Крупна в сферу политической защиты интересов Крупна и его коллег и полностью занялся газетным делом, приобщаться к которому он начал еще в предвоенные годы. В 1919 г. он стал депутатом рейхстага от партии немецких националистов, возглавив ее правое, пангерманское крыло, отвергавшее всякое сотрудничество с Веймарской республикой, в 1928 г. - председателем этой главной партии прусского юнкерства. В 1931 г. Гугенберг вместе с Гитлером организовал пресловутый Гарцбургский фронт, в 1933 г. стал министром хозяйства в первом правительстве Гитлера (здесь и далее выделено мной. - А.С.)". Пережив и Гитлера, и Третий Рейх, Гугенберг спокойно умер в своей постели в 1951 г., в собственном роскошном поместье в ФРГ.
Был ли Гугенберг гениальным единоличным создателем своего концерна, его полновластным хозяином, как это может показаться непосвященному? Никак нет. Конечно, Гугенберг был мотором всего предприятия, умным, энергичным, волевым, целеустремленным. Однако - "дела концерна возглавляла инстанция, скрывавшаяся под безобидной вывеской "Хозяйственное объединение", имевшая 85 % голосов его акционеров и состоявшая из 12 человек... Эти 12 человек не правили концерном коллегиально, а доверили руководство Гугенбергу. Но и они не являлись подлинными хозяевами этого концерна. Они были доверенными людьми, политическими управляющими могущественных финансистов, которые всегда оставались в тени анонимности. И только позднее... группа Гугенберга приобрела доли участия… Подлинными хозяевами концерна Гугенберга являлись "Ферайнигте штальверке".
Сила капитала, стоявшего за спиной Гугенберга была колоссальна: только непосредственно в предприятия концерна было вложено 70 млн марок в стабилизированной валюте. Друг Гугенберга священник Р.Трауб после второй мировой войны писал: "Крупные денежные суммы были ему доверены хозяйственными кругами как надежному управляющему".
Ясно, что вкладывая деньги в средства массовой информации, часть которых была заведомо убыточной, а судьба других - неопределенной, покровители Гугенберга, остававшиеся за кулисами, шли на большой финансовый риск. Однако - и в этом блестяще проявились способности немецких капиталистов к стратегическому мышлению - "при создании концерна прессы мотивы прибыли играли для монополистов Рура подчиненную роль. Инвестированные в концерн капиталы являлись так называемым целевым состоянием, доходы которого предназначались для его дальнейшего укрепления, а политический выигрыш заключался в завоевании влияния на массы".
Что сказать в завершение? Изложенный материал настолько красноречив, что добавить остается только одно: "Так это делается".
П О С Л Е С Л О В И Е Р Е Д А К Ц И И
Так это делается у нас. Лондонский журнал " Economist " от 15.02.97 г. опубликовал статью "Все новости, какие требуются. Средства массовой информации в России крикливо плюралистичны и широко приватизированы, но они далеки от независимости и еще не свободны". Из таблицы, приведенной здесь же, следует, ''что на содержании у Владимира Гусинского ("Мост-банк", а теперь "Мост-медиа") находятся журнал "Итоги", газета "Сегодня", радиостанция "Эхо Москвы" к телеканал НТВ; у Бориса Березовского ("Логоваз") - журнал "Огонек", "Независимая газета", в значительной степени ОРТ и ТВ-6; "Лукойл" подкармливает (и хорошо) "Известия" и ТВ-6; «Газпром» - "Комсомольскую правду" к НТВ, а правительство - РТР, ОРТ и... "Газпром". Данные неполные, хотя и справедливые. С точки зрения англичан, все названные масс-медиа, разумеется, "русские".
В связи с этим два вопросах 1) можно ли отвести вышеперечисленных меценатов к национальному капиталу? 2) куда смотрит действительно русский бизнес?
«Национальная газета», спецвыпуск № 1 1997 г.