ИДЕАЛ ПРИНАДЛЕЖИТ НАРОДУ

По нашему убеждению, новые методы преподавания, новые дидактические приемы развиваются чрезвычайно медленно, и все то, что выработано уже в настоящее время в области методики и дидактики по различным предметам обучения, может считаться на долгое время обеспечивающим успешное ведение учебного дела; но при этом необходимо, чтобы эти приемы были умело применяемы в школе хорошо подготовленными преподавателями, берущимися за дело преподавания с любовью и в силу призвания, а не только в силу печальной необходимости зарабатывать преподавательским трудом кусок хлеба.

... что бы ни говорили о педагогике, она все-таки крайне важна и безусловно необходима не как наука, а как искусство воспитания и обучении, представляющее такую же важную функцию государственной и общественной жизни, как и всякая другая функция ее.

Притом педагогика и ее принципы имеют, как известно, важное значение не только для школы, но также и для всякой мало-мальски образованной семьи.

Отмеченное нами несимпатичное и предубежденное отношение русского общества к педагогике мы объясняем себе главным образом тем что наша школа, как элементарная, так особенно средняя, с применяемыми в них программами и методами преподавания, не носят на себе печати национального характера, не представляют самобытных, органически выросших из народной жизни учреждений, а являются, напротив, сколком немецкой школы по шаблону преимущественно прусскому. Понятно, что школа наша, как всякая копия, оказывается гораздо слабее и несостоятельнее того образца, по которому она создана, и что русское общество перенесло свое несочувствие к неприглядным сторонам современной русской школы на педагогику. которая таким образом является как бы прямою виновницей недостатков нашей школы.

Школа, как и всякое жизненное учреждение, носит в себе тем более задатков для правильного роста и развития и тем более живуча, чем более она является прямым естественным продуктом национальной культуры.

Но всякое заимствование, целиком, без необходимых изменений, перенесенное на чуждую национальную почву, оказывается в конце концов несостоятельным, и это общее положение оправдывается на многих примерах заимствований и в сфере школьной. Мы убеждены в том, что русская школа только тогда станет на твердую почву и получит последовательное органическое развитие, когда она будет жить и развиваться не по чужому шаблону, а сделается самобытною национальною русскою школой.

... все то, что мы можем найти подходящего для нас в западно-европейской школе, мы должны претворить в свою плоть и кровь, все, что мы перенесем в русскую школу из школы западно-европейской, мы должны сообразовать с требованиями русской жизни, с условиями русского быта. Пусть и впредь, как и теперь, математика и древние языки и особенно язык греческий (более, по нашему мнению, ценный для русской школы, чем латинский) лежат в основе курса общеобразовательной школы. Но пусть родной язык, язык русский, считающийся почему-то теперь в наших гимназиях второстепенным предметом, рядом с древними языками и еще ранее их будет выдвинут на первый план, служа объединяющим центром всего преподавания. Пусть русский юноша приступит к изучению древних языков, только освоившись уже основательно с грамматическими формами родной речи^ и пусть самое изучение древних и новых языков не заслоняет родного языка, а только способствует более сознательному усвоению особенностей и оттенков родной речи. Пусть также дано будет более видное место в общеобразовательном курсе русской школы изучению отечественной истории и географии и изучению природы русской в ее разнообразных проявлениях. При этом изучение древних и новых языков, если только оно будет ведено хорошо подготовленными преподавателями, основательно знающими язык русский, нисколько не пострадает, а только выиграет, и русская школа будет развиваться более самостоятельно и последовательно, не сбиваясь постоянно с пути, без ломки и непрестанных колебаний.

Родной язык у большинства людей стоит особняком от других языков. Когда ребенок учится говорить на своем первом языке, он усваивает себе не только слова, но и эмоциональную и музыкальную сторону речи окружающих ритм, интонацию, естественные междометия, сопровождающие жесты, - это приобретение чаще всего совершается раз на всю жизнь и остается в человеке, как одна из черт его национального типа.

Школа, тот или иной тип образования, есть дело государственное есть факт политики, а в политике нет созидания с начала, с самых основ, а возможна лишь непрерывная работа над существующим и частные исправления, изменения и улучшения. В деле государственном можно признавать только факты, а не фантазии и вожделения, как бы ни казались они обаятельными для нашего воображения. Итак, не реформа, а исправление - вот тот принцип, за который мы стоим с полным убеждением.

"Русская школа"

№1,1890 год.

"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ", 30 июля 1998 г.

 

Вернуться в Линдекс