Владимир Синичкин

О РУССКИХ КАПИТАЛИСТАХ

 

НЕДАВНО мне попалось интересное научное исследование: А. Н. Боханов. Деловая элита России 1914 года (М., Институт российской истории РАН, 1994), вышедшая тиражом всего 500 экземпляров. Я купил ее, чтобы выяснить вопрос: а так ли уж неспособны русские люди к предпринимательству, как это нам порой внушают? Так ли уж чужды нам товарно-денежные отношения? Может быть, мы просто по своей национальной природе обречены быть быдлом, рабочей скотиной (в том числе, умственного труда) у инородцев, занимающихся куплей-продажей и производством всякой всячины?

Прямого ответа на этот вопрос в книге нет. Не знаю, кто по национальности сам г-н Боханов, но глава под названием, к примеру, «Национальный состав предпринимательского класса России накануне Первой мировой войны и Октябрьской революции» в его книге отсутствует. Зато большую часть книги (сс. 68-265) занимает список крупнейших дельцов того времени. Как пишет автор, это «первый опыт создания необходимого банка данных о «капитанах бизнеса»… Отражает положение на середину 1914 года… В перечень включены лица, имевшие не менее двух должностей в акцизно-паевых компаниях». Я взялся пристально изучать этот список.

Всего я насчитал там 1393 человека. Их национальность автором не указана, возможно, он, в отличие от меня, не посчитал этот фактор существенным. Судить о ней мне оставалось только на основании фамилий фигурантов. Такое суждение очень условно, поскольку под фамилиями немецкими, польскими, молдавскими, тюркскими зачастую скрывались потомки давным-давно обрусевших родов; вместе с тем под фамилиями русскими (восточнославянскими) можно было встретить и еврея, и судетского немца, и еще Бог знает кого. Тем не менее, клеймо «иностранной» фамилии все же имеет значение как показатель активности той или иной расы, крови - в области бизнеса.

Не вдаваясь в детали, скажу, во-первых: по моим условным подсчетам, среди перечисленных автором заправил делового мира в нашей русской стране России – примерно 60% нерусских. И около 40% представителей коренной русской нации.

Много это или мало?

Немало. Ведь это – Большой Бизнес, а мы, русские, традиционно предпочитали всегда малый и средний. И тот факт, что среди акул российского капитала – аж 40% наших, очень радует и обнадеживает. Помимо прочего, это позволяет говорить о том, что уж в среднем-то и мелком бизнесе наших было наверняка намного больше.

Во-вторых, евреев по списку получается всего 108 человек. Конечно, это тоже неточно: они согли скрываться под немецкими, польскими, да и русскими фамилиями. И все же, миф о еврейском засилье в российском бизнесе накануне революции, видимо, лжив. Не такие уж наши предки были слабоумные и бездельные. Веками русское купечество и заводчики множили и сплачивали ряды, вырабатывали свою деловую этику, свою деловую честь и гордость. Могли и постоять за себя. Жидовский большевизм не случайно с такой яростью обрушился именно на русскую буржуазию, ведь она сковывала инициативу еврейского капитала, не давала хаммерам простора. Очень характерно признание женатого на еврейке коммунистического лидера Николая Бухарина, одного из авторов доктрины НЭПа: «Во время «военного коммунизма» мы русскую среднюю и мелкую буржуазию наряду с крупной обчистили... затем была допущена свободная торговля... Еврейская мелкая и средняя буржуазия заняла позиции мелкой и средней русской буржуазии» (Н. И. Бухарин. Путь к социализму. - Новосибирск, 1995).

Интересно, а как обстоит дело сегодня? В Институте социологии РАН несколько лет тому назад создан Отдел изучения элит под руководством Ольги Крыштановской, которая первой начала изучать молодой российский бизнес-класс еще на заре перестройки во время кооперативного движения. Сегодня она располагает большим банком данных, но информацией не делится. Дать интервью «Националке» отказалась, хотя в свое время кое-кого из редакции интервьюировала. Видимо, исследования, посвященные национальному срезу нашего общества, становятся секретными. Недаром и перепись в 1999 году не проводилась…

«Национальная газета» № 1(29) 2000 г.

Вернуться в Линдекс