Алексей Дудко, политобозреватель

СЛОВО О ПАРТИЗАНЕ

Закат регулярных войн

 

ТОТАЛЬНОЕ поражение Востока в ХХ веке в его глобальном планетарном противостоянии с Западом - означает прежде всего глубокое изменение геополитической обстановки в мире. Она сейчас крайне неблагоприятна для России. Потеря в холодной войне свыше 100 млн.. человек и одной трети собственной территории, добровольный отказ от своего места под солнцем означают резкое сужение русского “большого пространства” до пределов усеченной границы квазигосударства “Российская Федерация” и потерю статуса сверхдержавы. Все попытки России утвердить свое региональное лидерство в Евразии наталкиваются на ожесточенное противодействие со стороны новоявленных суверенных государств, поддерживаемых Западом. Неопределенность и зыбкость политического устройства России, жестокий экономический и духовный кризис общества, “геополитика одиночества”, на которую обрек страну правящий режим, обуславливает неспособность страны не только к планомерному наращиванию своей мощи в Евразии, но и ставит вопрос о самой возможности сохранения русской цивилизации в послевоенный период.

Запад, опирающийся на свое безусловное военно-политическое, экономическое и идеологическое превосходство, своими усилиями по расширению НАТО продемонстрировал бескомпросмиссность подхода к обеспечению стабильного функционирования так называемого “нового мирового порядка”. Геополитической основой которого должны стать: контроль над стратегическими районами планеты - Европой, Ближним и Дальним Востоком, Сибирью, а также всемерное воспрепятствование усилению России за счет создания “санитарной зоны” буферных государств на ее границах, отсечения выхода к теплым морям.

Разрушение биполярного мира предоставило Западу уникальную возможность укрепления своей гегемонии в мире. Новый мировой порядок торжествует. В своей нашумевшей работие “Конец истории” Ф. Фукуяма сформулировал тезис о начале особого планетарного существования, которое позволит Западу объединить весь мир в единый организм и материализовать химеру всемирного государства. “Конец истории” означает, прежде всего, отсутствие другой, кроме западной, парадигмы общественного развития, окончательный триумф Западной Идеи.

Однако превратности истории могут застигнуть Запад (отмечал Арнольд Тойнби) “как гром среди ясного неба в безмятежный день, который обещал длиться вечно”. Наиболее проницательные западные теоретики, такие как Тойнби, С. Хантингтон, П. Кеннеди, не могли не понять, что уже в ближайшем будущем глобальное планетарное лидерство Pax Americana может быть поставлено под угрозу со стороны цивилизаций, чей вектор развития в корне отличается от траектории движения западного общества. Крах идеологии коммунизма повлек за собой демонтаж биполярной схемы 1940-80-х гг; но идеологическое противостояние прошлых лет уступило место более глубоким формам противоречий. Эти противоречия фиксируются на цивилизационных различиях и объективируются в геополитическом противоборстве цивилизаций. Крушение марксизма актуализирует обращение к традиционным ценностям национального раз-вития, которые безжалостно отбрасывает тяготеющая к универсализму западная цивилизация. “Разлом цивилизаций” в ходе их неминуемого столкновения происходит по линии: Запад - и весь остальной мир. (Недаром книга Хантингтона, изъясняющая этот сюжет мировой истории, так и называется: “The West and the rest”.)

Стратегическая победа Запада в холодной войне не означает его цивилизационной победы, не приводит к полному контролированию им мировых процессов. Осознавая данный факт, политическое руководство Западной Европы и США готовится к новому противоборству в ХХI веке для сохранения сложившегося уровня развития и потребления в западных странах, поддержания жизненно необходимой им стабильности в международных отношениях и дальнейшего осуществления идеологической экспансии. Наиболее вероятным сценарием развития событий (в отсутствие вероятности ведения Западом глобальной войны) является, по оценке экспертов НАТО, расширение конфликтов малой и средней интенсивности с тем, чтобы сломить сопротивление последнего резерва, стоящего на пути к установлению Западом своего глобального господства: Партизана.

ФИГУРА ПАРТИЗАНА

ПОСЛЕ победы Запада в холодной войне Партизан остается последним защитником “номоса” Земли, сохраняющим верность Традиции. Гениальный немецкий геополитик и юрист К. Шмитт в работе “Теория Партизана” предвидел ту огромную роль, которая будет отведена этой фигуре в грядущем веке. Партизан, использующий нередко террористические средства борьбы, представляет собой нелегальный ответ Традиции на нелегитимный вызов современной системы права - профанических нормативов, отрицающих цивилизационную идентичность незападных государств. Права, которое учитывает лишь статус атомарных субъектов и которое получило законченное выражение в эгалитарной химере так называемых “общечеловеческих ценностей”.

История показала, что партизанская война не знает законов и правил, она может идти до бесконечности: террор и репрессии лишь разжигают ее пламя, ведь воевать с партизанами - все равно что играть с огнем. Партизанское сопротивление стихийно и неорганизовано, спонтанно начинается и бьет исподволь, непрерывно и беспощадно, разгорается, превращая жизнь оккупанта в ад. Современные армии справедливо опасаются иррегулярной партизанской войны, предпочитая “правильные” сражения с “настоящим” противником, помня унизительный для себя итог: все войны, которые вела в этом веке с партизанами регулярная армия, были ею проиграны (Белоруссия в годы второй мировой, Алжир, Куба, Ангола, Вьетнам, Афганистан, Сомали, Чечня - список можно продолжить...).

Причина успеха партизан кроется в их связи с родной землей неформальными узами, диктующими нормы и правила герильи, резко отличающиеся от общих правил ведения современной войны; в моральном превосходстве партизан над противником, которое нередко компенсирует его организационно-техническое превосходство; наконец, в широкой народной поддержке, которая и превращает борьбу партизан в народную.

Жертвенность Партизана - основа его морального превосходства. Его способность умереть“здесь и сейчас” во имя Отчизны и Традиции, полнота его жизни, купленная ценой собственного “я”, способность отвергнуть жизнь ради смерти в борьбе и обрести, таким образом, новую, горнюю жизнь - все это выковывает новый тип людей: сверхчеловека. Именно поэтому, зная моральную правоту своего дела, Партизан сметает вооруженного современнейшим оружием, одетого в солдатский мундир “массового человека”, этого кичливого отпрыска технократической цивилизации потребления.

Современное западное технократическое общество, привыкшее рассматривать войну как некую разновидность популярных компьютерных игр, не готово ни на моральные усилия по ведению “грязной войны” с партизанами, ни на материальные издержки “маленькой победоносной войны”, неизбежно превращающейся в истребительную бойню, ежедневно напоминающую о себе не только в репортажах о сожженных и разоренных землях, но и в сводках новостей о потерях и в регулярно поступающих в метрополию цинковых гробах с несостоявшимися суперменами.

Партизанская война, таким образом, является не только серьезным вызовом современной военной организации, которая сейчас, похоже, не в состоянии одержать победу в войне подобного рода, но и также становится прямым вызовом Западу, очерчивая для него границы возможного.

Тотальный характер войны партизан против тотального врага вытекает из состояния всеобщей “революции масс” и вызванного этим положения “воинственного мира” - современной системы международных отношений. “Воинственный мир” не является ни войной и ни миром в традиционном смысле этого слова. История показывает, что чем больше говорят о гуманизации войны и о запрещении самого права на войну, тем более жестокий, всеобщий и разрушительный характер носят современные вооруженные конфликты. В итоге “воинственный мир” с необходимостью превращается в мировую войну. В современных условиях такая война будет носить партизанский характер.

Ее всеобщая распространенность будет обусловлена глобальным характером экспансии Запада и полной безответственностью его политической элиты (буквально завороженной собственным величием), а также тотальным характером современной вооруженной борьбы - о чем еще в 1920-х гг. писал Людендорф - возрастающим по мере освоения человеком стихий Воздуха и Космоса. Террористические методы борьбы партизан представляют собой естественную реакцию на политику террора и ограбления народов, осуществляемую могущественным противником под прикрытием социальной или какой угодно иной демагогии.

Партизанское движение как феномен новейшего времени порождено теми противоречиями, которые раздирают современный мир и логически вытекают из глобального характера экспансии Запада. Основная цель стран так называемого “золотого миллиарда” - сохранение и упрочение существующего вопиющего социального неравенства между богатым Севером и бедным Югом. Партизанское сопротивление, нацеленное на борьбу с существующим неравенством, будет вновь и вновь порождаться кризисом развития современного мира. Неэквивалентность торгового обмена, хищническая эксплуатация истощающихся природных богатств развивающихся стран, чрезвычайно высокий уровень потребления, являющийся основой западного благополучия, - все это резко контрастирует с экономической отсталостью и нищетой “другого” мира и является благодатной почвой для будущего конфликта, который может приобрести поистине апокалиптические черты в условиях существования ядерного оружия и атомных электростанций, мирового экологического кризиса и проблем с перенаселением. Столкновения можно избежать лишь при справедливом и рациональном решении или, по крайней мере, смягчении глобальных проблем на основе адекватного распределения ответственности, при сохранении мультикультурного традиционного мира, где “расцветают все цветы”.

Но западная элита, ослепленная победой в холодной войне и верой в технику, не осознает своей ответственности за происходящее и уверена в успехе везде и во всем. Она понимает вызов, на который западное общество будет вынуждено ответить уже очень скоро, но продолжает самонадеянно играть с огнем и не только не собирается делить бремя тягот с остальным миром, но и полна решимости утвердить западную модель развития, рассматривая ее как безальтернативную. И пройти этот путь до конца.

Запад не отдает себе отчета в том, что посеявший ветер всегда пожнет бурю, и что в центре грядущей бури XXI века будет Партизан - застрельщик нового великого противостояния и второго после коммунизма грядущего “самонаказания” Запада.

Симптоматично, что именно национализм олицетворяет собой идеологию современного партизанского движения. Национализм есть обостренная, направленная на самосохранение реакция Традиции. Это не просто крик гибнущей культуры о помощи, но и призыв к оружию ради ее защиты. Огромный рост национального самосознания народов всех континентов показывает их волю противостоять универсалистскому рубанку цивилизации, их стремление сохранить уникальную мозаику собственной культуры, их нежелание быть рудой в плавильном тигле мифической мировой цивилизации. Национализм сегодня, по выражению Тойнби, является “могущественной религией, отчасти потому, что он стар, как само человечество, и вечно молод... Национализм является религией для примерно 90% всего человеческого рода.., это то дело, ради которого современные человеческие существа готовы пожертвовать своими жизнями”.

Именно поэтому национально-освободительные движения являются авангардом мирового партизанского движения, в котором участвуют целые государства, различные общественные движения, повстанческие армии, отдельные отряды сопротивления и партизаны-одиночки, с оружием в руках отстаивающие свое право на национальную самобытность.

ПЛАНЕТАРНАЯ ГЕРИЛЬЯ

ПАРТИЗАНЫ могут выступать в различных ипостасях - например, в традиционно ориентированном “правлении мулл” в исламском Иране или в форме диктатур лидеров-харизматиков – М. Каддафи в социалистической ливийской джамахерии, военного правления С. Хусейна в Ираке или демократически избранного главы Палестинской автономии Я. Арафата. Важным является не то, каким образом эти лидеры осуществляют правление в своих странах, а антиатлантическая направленность их политики и характер ведущейся ими борьбы. Указанные страны, вызывающие восхищение всего мира своей последовательной и бескомпромиссной борьбой, замечательными примерами несгибаемости и воли к победе - это передовой отряд современного партизанского движения.

Значимость борьбы этих стран-партизанов определяется жизненно важной ролью для Запада ближневосточного региона, являющегося основным поставщиком дешевых энергоносителей в Америку и Европу. Какой бы незыблемой ни казалась система нового мирового порядка, очевидно, что Запад стоит на пороге системного кризиса. Для его ускорения необходимо вытеснить или даже вышвырнуть Запад с Ближнего Востока, лишив его, тем самым, основной ресурсной опоры. Предпосылкой для этого должна стать широкомасштабная координация политики России с названными странами, включая всеобъемлющее военно-экономическое сотрудничество (поставка любых вооружений, обучение военных специалистов, совместные учения, размещение российских военных баз и обеспечение постоянного военного присутствия ВМФ России в Персидском Заливе и Средиземном море) и дипломатическую поддержку.

Лишение Запада возможности эксплуатировать источники сырья в зонах партизанской войны с необходимостью подтолкнет World Island, который не способен пойти на внутренние жертвы и ограничение собственного потребления и не успел еще осуществить полный переход на ресурсосберегающие технологии, к началу серьезных экономических потрясений, которые, по принципу “домино”, повлекут за собой и другие. Масштабный удар предполагает включение в партизанское движение наибольшего числа стран и народов, создание “дуги кризисов” вокруг Запада.

Наиболее массовым национально-освободительным движением на Ближнем Востоке является партизанская борьба 35-миллионного курдского народа за создание собственного национального государства. Особая актуальность этой борьбы обусловлена ее антитурецкой направленностью. Атлантически ориентированная Турция - южный фланг НАТО - является вековым врагом России. Усиливающаяся турецкая активность в Закавказье, Средней Азии и на Балканах, препятствование Турцией русскому доступу через Проливы в бассейн Средиземноморья - означает прямой вызов геополитическим интересам России. Поддержка создания курдского государства за счет Турции является одной из центральных задач российской внешней политики XXI века. Расчленение подобным образом Турции, подрыв ее могущества будет означать как ослабление южного фланга НАТО, так и вообще ослабление западного влияния в этом регионе. Это отвечает интересам и потенциальных союзников России - Болгарии, Сербии, Армении, Греции, каждый из которых имеет свои претензии к агрессивно гегемонистской политике Турции.

Особое значение имеет также национально-освободительное движение сербов на Балканах, направленное на воссоединение разделенной сербской нации. Эта героическая борьба за единство вызывает особое сочувствие в России: ведь около 25 млн.. русских - подобно сербам в Боснии, Хорватии, Словении - оказались за пределами своей родины. Путь, который выбрали сербы, является “дорогой чести” партизан и, одновременно, действенным способом решения проблемы воссоединения, примером эффективного использования государства для целей воссоединения разделенной нации.

Контрастом ожесточенным партизанским сражениям на Юге и Востоке является зачаточность форм партизанского “прямого действия” в Западной Европе. Немногочисленные партизаны там предстают в виде небольших национально-освободительных движений, наиболее видными из которых являются Ирландская республиканская армия и Движение за независимость Страны басков.

Однако “этническое размывание” европейских наций, вызванное непрерывным притоком иммигрантов-мусульман из стран Азии и Африки, вызывает, в свою очередь, рост националистических организаций и национального самосознания в Европе. Серьезной угрозой созданию “новой Европы” предстают сепаратистские движения даже в таких благополучных странах, как Великобритания (шотландские и уэльские движения недавно добились учреждения своих собственных национальных парламентов), Бельгия (валлоно-фламандское противостояние) и др. Целями партизанской войны в Европе являются: поддержка лозунга “Европа ста флагов”, поощрение национально-освободительных движений, подрыв влияния атлантистов и вытеснение США с европейского континента.

В силу сказанного особенностью Европы является преимущественно интеллектуальное, идеологическое партизанство. Ярким примером является создание идеологий “Европы ста флагов” и “Консервативной революции” так называемых “новых правых” (Ж. Тириар, А. де Бенуа, К. Террачано, Д. Фини и др.). Общая цель - противопоставить идею новой Festung Europa - “маастрихтской Европе торгашей”. Разработка новыми правыми передовой идеологии современного национализма является важным интеллектуальным вкладом Европы в мировое движение Сопротивления.

В странах Латинской Америки, которые еще со времен доктрины Монро традиционно рассматривались атлантистами как “мягкое подбрюшье” США, народы подвергались наиболее беспощадной эксплуатации и циничному ограблению со стороны транснациональных корпораций. Именно поэтому левацкая и национальная идеология всегда имела там огромную поддержку в крестьянской и мелкобуржуазной среде, а герилья разгоралась так часто и так неукротимо. Партизан в Новом Свете проявился с поистине невероятной, сверхчеловеческой силой. Его образ, впитавший индейскую Традицию и иберийские понятия о чести, породил таких выдающихся героев герильи, как Че Гевара, Сандино, Сапата, Торрихос Эррера. Нигде партизанская война не носила столь длительный и упорный характер, как в Латинской Америке, и не имела столь разнообразный состав герильясов. Героическая Куба, индейские повстанческие армии в Мексике, Перу и Гватемале, движение им. Тупака Амары, сандинисты в Никарагуа и бойцы в Эль Сальвадоре - все они бились за свободу и независимость своей родины, и война здесь шла не на жизнь, а на смерть с ненавистными “гринго” и поддержанными ими диктатурами. А “эскадроны смерти” в Гватемале и Сальвадоре, эти “партизаны справа”, столь же мужественные и непримиримые, столь же ненавидящие США, настоящие “хозяева в своем доме”!..

Партизанская борьба идет даже в самой цитадели Запада - в Северной Америке, отягощенной расовыми и национальными проблемами. Целям общей дестабилизации политической обстановки в США служит борьба движения черных бунтарей “Нация ислама” и движение за независимость французского Квебека от Канады.

Таким образом, несмотря на разнородность рядов партизанского движения, налицо объединяющее начало: неприятие ими системы нового мирового порядка и духовно убогого мира “общества потребления”. Однако очевидно, что партизанскому движению, не скоординированному или, по крайней мере, не сориентированному, суждено по большей части находиться в подполье.

А что же Россия? Намерена ли она самоустраниться от мировой герильи, заняв позицию “третьего радующегося”, либо стать щитом Запада в мировой иррегулярной войне?

РУССКАЯ ПАРТИЗАНЩИНА

БУДУЩЕЕ столкновение не может не затронуть Россию, равно как и любую другую страну: глобальный характер экспансии Запада превращает весь мир в арену противостояния. В этой связи перед странами, не входящими в западную цивилизацию, стоит предельно жесткая дилемма - попытаться отстоять свою цивилизационную идентичность либо быть поглощенными Западом, не рассчитыая при этом на равный с ним уровень потребления в условиях ограниченности ресурсов. Особенно остро данный вопрос стоит для России. Если она намерена сохранить свою самобытность и продолжать оставаться субъектом, а не объектом мировой политики, то неизбежным в данном случае становится противоборство русской и западной цивилизации по широкому фронту взаимных несоответствий.

Следует понять, что борьба за право оставаться самим собой в современном мире всегда приведет к столкновению с западной цивилизацией, стремящейся переделать весь остальной мир по своему образу и подобию. У России нет другого выбора, кроме как принять вызов, начать бой даже при явно неблагоприятном для себя стечении обстоятельств, ибо в случае неучастия в борьбе или даже при пассивном сопротивлении русская цивилизация будет поглощена западной, что будет означать наше окончательное онтологическое самоубийство, полное торжество профанических утилитарных ценностей западной “Страны Мертвых” над Русской Правдой.

Итак, в очередной раз в истории России ставка больше, чем жизнь. Нашим геополитическим ответом при таких обстоятельствах с неизбежностью станет присоединение к глобальной партизанской войне. Войне, грозным партизанским оружием которой будет реализация провозглашенного ООН безусловного права наций на самоопределение.

Очевидно, что без России мировое партизанское движение вряд ли будет представлять смертельную угрозу для Запада. Россия в силу своего географического положения является “срединной землей”, географической осью истории, центром, вокруг которого должны сплотиться и на который ориентируются традиционалистские силы. Только Срединная Земля, обладающая огромными людскими и природными ресурсами, опирающаяся на огромную территорию, мощную военную базу и ракетно-ядерный щит, делающий ее неуязвимой для ядерного шантажа, способна придать разрозненной партизанской борьбе если не организованность, то концептуальность глобального противостояния.

Налицо объективное совпадение целей и методов борьбы мировых партизан с интересами России. Последовательно отстаивая право наций на самоопределение и признавая приоритет этого принципа относительно принципа нерушимости границ, Россия не только подкрепит пожар всемирной герильи своей мощью, но и обеспечит этим себе духовное лидерство, решив попутно целый ряд важных внешнеполитических задач. Россия обеспечит себе не только моральное, но и реальное право принимать все необходимые меры к воссоединению и самоопределению разделенной русской нации и возвращению себе исконно русских земель. Кроме того, Россия получает все права для приема в ее состав братских нерусских народов, стремящихся к этому (Абхазия, Южная Осетия и т. д.). Наконец, Россия превратится в мирового лидера национально-освободительной борьбы, в государство, идущее в авангарде новой мировой революции - революции наций.

Последовательное проведение принципа “самоопределения наций” будет означать добровольное расставание с теми, кто не желает связывать свою судьбу с русским народом, русской цивилизацией (речь прежде всего о Чечне, но не только). Завывания некоторых “патриотов-государственников” о гибельности для России такого пути означают полное непонимание ими реалий, тенденций современного мирового развития. Выигрыш России от последовательной реализации упомянутого “права наций” значительно перевешивает все сопутствующие этому издержки. Потеряв Чечню, но воссоединившись, скажем, с Белоруссией, мы выиграем Евразию. Из аморфной “эрэфии” Россия вновь превратится в мировую державу.

Партизанская война русскими уже начата: в Приднестровье, Сербии... Она дойдет и до Москвы - уже сегодня она готовит почву для прихода в недалеком будущем к власти сил национальной ориентации, создает основу для грядущего русского реванша. Судьба мирового партизанского движения решается здесь, в России. Поражение русских партизан будет означать, что превосходящие силы Запада раздавят мировую герилью. Победа же русского сопротивления ознаменует собой качественно новый этап партизанской борьбы. Со временем, накопив силы, Партизан, который - после холодной войны - остался последним действующим лицом истории, выйдет из леса, спустится с гор, возвратится из степей и равнин с тем, чтобы победить “гидру нового мирового порядка”.

СЛОЖНОСТЬ координации партизанских движений нельзя переоценить. Партизанские движения мира несут в себе порой совершенно разные цели и задачи, резко отличаются друг от друга по составу участников. Они объединяются в одном случае этнической или расовой близостью, в другом - единой религией, в третьем - общностью противника или прагматическим расчетом. Но разношерстость партизанских движений не ставит непреодолимых препятствий их координации, ибо в своем большинстве они объединены идеей неприятия нового мирового порядка. Все без исключения партизаны-антизападники являются естественными союзниками русских.

Пожар партизанской войны будет неуклонно расширяться с возрастанием прессинга западной цивилизации, будет катализироваться обострением всех глобальных проблем развития человечества. Запад своими руками будет порождать себе все новых врагов, которые станут в итоге его могильщиками.

Целью партизанского движения на всех континентах будет противостояние планетарной агрессии западного мира, уже разъедаемого изнутри проказой внутренних противоречий. Формой противостояния станет беспощадная, тотальная и бескомпромиссная борьба с использованием всех средств и методов. Принципом действия - “Кто не против нас, тот с нами”. Лозунгом - слова “За вашу и нашу свободу”.

Сим победиши!

«Национальная газета» № 1(13) 1998 г.

Вернуться в Линдекс